Неужели ты не побоялся взять в руки этот журнал? Ого, ты даже осилил несколько строчек под заголовком? Тогда эта статья для тебя, дорогой Читатель.
Последнее слово намеренно написано с большой буквы. Из уважения к тебе. Потому что Читатели редки в наше время. Словно бы подгоняемый теорией естественного отбора в наш мир стремительно и победоносно вошел новый подвид Homo Sapiens – Зритель.
История дает нам намеки на то, что послужило его зарождению. В 50-ых годах сумасшедшего 20-го века в Америке стали ударными темпами закреплять и развивать общество потребления. В связи с гонкой вооружения (читай, идеологий) и воспитанием капиталистической экономики, изменилось понимание «независимого» коммерческого телевидения. Ибо именно бытие определяет сознание, дорогой Читатель.
В Европе отчетливое деление на общественное и коммерческое телевидение произошло еще раньше. Так или иначе, TV всегда основывалось на интересах правящего класса. А главным интересом правящего класса зачастую является максимальная экономическая выгода от имеющихся ресурсов. Очень быстро коммерческое телевидение Америки, (а за ней и всего мира, т.к. телеиндустрия развитых стран продает готовые проекты развивающимся, убивая их собственные национальные интересы в сфере СМИ) осознало, что является носителем рекламы, глобальным политическим проектом, источником для культурного и политического влияния…
Но произошло то, чего, по большому счету, никто не ждал. Новости по телевидению стали основным источником информации, и не важно это новости по стране или новости области. А благодаря этому - воспитателем-педагогом для целых поколений по всему миру стал телевизор. Социальная роль телевидения - огромна. А в сегодняшней России она еще больше и драматичнее. Кардинальные политические преобразования девяностых нашли свое отражение и в культуре. Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Для местных бюджетов оказалось практически невозможным содержать дома и дворцы молодежи, кинотеатры, библиотеки, музеи. Вся цивилизованная жизнь сосредоточилась вокруг исторических столиц нашей страны (Москвы и Петербурга) и еще десятка крупных городов. А для тех людей, которые оказались «где-то между» единственным источником получения духовной информации стал телевизор.
Но какую культуру дает нам TV? Да. Ты прав, Читатель. Массовую. Ту, которая неотделима от СМИ. Ту, которая ориентирована не на личность, а на безликий образ потребителя. Ту, которая создана прежде всего с целью коммерческой выгоды. Ту, в которой мода и реклама играют ключевую роль. Процент людей, для которых доступна другая часть культуры – элитарная, в сегодняшней России очень мал.
Не пойми неправильно, Читатель. Я вовсе не против телевидения. И даже не против массовой культуры, потому что, если обращаться к истории, она возникла в Англии в 1870-1890-х гг. благодаря изданию закона о всеобщей грамотности. На самом деле, я за выбор. Выбор, которого нет у слишком многих. Есть лишь его иллюзия.