|
|
Сигнализация у пчел - любительское пчеловодство |
|
Это различные способы, с помощью которых они сообщают друг другу о наиболее важных моментах жизни: о необходимости поддержания единства семьи, об открытии богатого источника нектара или пыльцы, времени выхода роя, о найденном для роя новом жилище, о призыве к защите или нападению и т. д. С практической точки зрения наиболее важным является сложный комплекс сигнализации для пищевой мобилизации. Как известно, в пчелиной семье существуют пчелы разведчицы, физиологические особенности которых обусловлены летним этапом индивидуального развития.
Разведчицы раньше всех вылетают из улья в поисках нектара и пыльцы. Вернувшись с богатой добычей в заметно возбужденном состоянии, пчела останавливается на соте в гуще других пчел. Освободившись от нектара, она начинает «танцевать». Танцы — это своеобразный язык пчел. По характеру танца, то есть своеобразных круговых и виляющих движений, пчелы получают информацию о наличии взятка. Рабочие пчелы, наблюдающие за танцами соплеменниц, иногда воспроизводят движения танцовщиц, касаются их усиками, воспринимая аромат цветов, на которых разведчицы собирали нектар.
Пчелы, мобилизованные на работу вербовочными танцами, вылетают из улья, отыскивают взяток и, вернувшись в улей с добычей, тоже начинают танцевать, вовлекая в работу все новые и новые группы сборщиц. Пчелы, вылетающие по сигналу разведчицы, разыскивают источник корма под тем углом к солнцу, который соответствует в танце направлению прямолинейного пробега с виляниями. В танце передается также указание о расстоянии до источника корма, о продуктивности и качестве его. О продуктивности сигнализирует продолжительность танца. Танец может длиться от нескольких секунд до 1—3 мин. Более продолжительный танец привлекает внимание большего числа пчел. Предполагают, что сигналом высокого качества корма служит прерывистый звук, издаваемый танцующей пчелой.
Вербовочные танцы в ульях наблюдаются лишь в случаях обильного взятка. По мере того как цветение какоголибо медоноса приближается к концу и в цветах снижается выделение нектара, танцы в ульях случаются все реже. По богатству содержания информации танец медоносной пчелы — непревзойденная форма взаимосвязи в животном мире, через него передается сообщение членам семьи о тех явлениях внешнего мира, которые они непосредственно не воспринимали своими органами чувств. Следовательно, танец — способ передачи жизненного опыта одних особей другим. Переняв опыт, они сразу же могут направить свою энергию на необходимый в данное время для сообщества вид деятельности.
Сигнализация с помощью танцев употребляется пчелами не только на сотах в гнезде, но и на роевой грозди. Здесь информационное содержание связано не с источником корма, а с местом, где надлежит поселиться вышедшему рою. Но танцуют уже не сборщицы, а разведчицы, отыскавшие подходящее место для поселения.
Разведчицами становятся опытные сборщицы старшего возраста. Поскольку они отыскивают жилища одновременно в разных местах, их танцы вначале сигнализируют о нескольких возможных жилищах, о расстоянии до обнаруженного ею места и направлении. Разведчицы, разыскавшие особенно благоприятное место, танцуют дольше и энергичнее тех, которые нашли менее подходящее жилье.
Пчелы, повторяя за танцовщицами их движения, затем улетают на место, указанное в танце. По возвращении к рою они также начинают танцевать, вследствие чего воздействие на пчел становится более интенсивным. Разведчицы, которые нашли худшие места, изменяют свои побуждения, если рядом с ними другие пчелы танцуют более энергично, под их влиянием сами летят к найденному другими разведчицами жилищу и, вернувшись после ознакомления с ним, меняют характер своего танца, сообщая уже о другом, лучшем месте для устройства гнезда.
|
|