Принимая во внимание специфику изготовления крестовых канатов, мы знаем, что во время свободного растяжения в них возникает крутящий момент (обозначим его как М), появляющийся под воздействием процесса свивки прядей в канат. Такой процесс дает начало к возникновению в прядях противоположных крутящих моментов Т, связанному с технологией изготовления прядей, получающихся свивкой единичных проволок.
При использовании определенных значений параметров свивки в каждой пряди и в целом канате мы добиваемся выполнения условия, при котором М = ХТ, здесь канат является некрутящимся. При этом характеристики левой части каната могут зависеть только от конструкции прядей, а правой - от особенностей конструкции всего каната. Для канатов, изготовленных обычным способом, левая часть соотношения гораздо меньше, чем правая и в связи с этим, чтобы уравновесить такие моменты, возникает необходимость выйти за пределы типичных параметров свивки.
К примеру, чтобы обеспечить уравновешенность шестипрядного каната, обязательным условием явится такой угол свивки прядей в канат, который был бы в три раза меньше угла свивки проволок в прядь - это существеннго снижает качество канатов. Но при количестве прядей менее шести соотношение параметров по формуле достигнет нужного значения благодаря уменьшению величины г0 в правой части. Лучше всего в таких случаях использовать 3- и 4- прядные канаты. У малопрядных канатов небольшая малую опорная поверхность, снижающая их устойчивость при работе на блоках и барабанах.
Повысить устойчивость вполне реально, применяя при изготовлении фасонные или пластически обжатые пряди, а также введением в структуру каната заполняющих прядей. Канаты испытывали на уравновешенность, постепенного нагружая образцы свободно подвешенным грузом, параллельно замеряя угол поворота подвески. Нагружение каната во время экспериментов в два раза превысило запас прочности и показало прямую зависимость от внесенных изменений.
Как известно, положительное значение соответствует раскручиванию, а отрицательное - закручиванию канатов. При проведении испытаний малопрядных канатов на свободное растяжение не было замечено чересчур сильного влияния внутреннего трения, как это было при испытании многопрядного каната. По всей видимости, главную роль здесь играет трение, возникающее в многопрядном канате между слоями прядей.
Как мы уже убедились, при пректировании идеально уравновешенного малопрядного каната, ведущего себя при больших нагрузках аналогично монолитному, неизбежное отклонение некоторых конструктивных параметров каната от расчетных делает это достаточно сложной задачей даже для профессионала. Так, нагружение каната дает изменение в его параметрах свивки, учет которых сильно усложняет чистоту эксперимента.