Судовые лампы используемые на речных теплоходах выпускают напряжением от 13 до 220 В мощностью от 25 до 200 Вт. Для общего освещения взятых в
аренду теплоходов; типа для индивидуального освещения. Большое число типов ламп имеется в ассортименте современных кораблей и общим для них является номинальное напряжение 27 В. Ассортимент ламп включает в себя самые разнообразные лампы — от миниатюрных с ножкой до фарных с колбой, имеющей отражающее покрытие, и даже ламп-фар с колбой, сваренной из двух отдельно штампуемых частей. Конструкции теплоходных ламп являются, как правило, малогабаритными, что связано с ограниченностью объемов, в которых они размещаются, а также необходимостью максимального уменьшения массы. Эти же требования привели к появлению в номенклатуре самолетных ламп накаливания с галогенным циклом. Механическая прочность самолетных ламп обусловлена главным образом вибрациями, возникающими при их эксплуатации. Вибростойкость лампе испытывается на вибростендах при заданных частотах.
Ассортимент корабельных ламп включает в себя также лампы используемые для мотоциклов и тракторов. Ввиду экономической целесообразности применения однопроводной системы электрического питания на этих видах транспорта, а также использования аккумуляторных батарей напряжения ламп имеют малые значения. Они равняются 6, 12 и 24 В. Однако из-за особенностей электрического режима аккумуляторных батарей расчетные напряжения ламп приняты отличными от номинальных — соответственно 6,7, 13,5 и 28 В.
Большинство теплоходных ламп работает в оптических системах и требует фиксированного положения тела накала относительно цоколя. Особые требования предъявляют к лампам, применяемым на водном транспорте, где
аренда теплохода или другого судна имеет сезонное значение, и зависит от времени года. Лампа имеет два тела накала, к каждому из которых предъявляются специальные требования, главным из которых является точность монтажа по отношению к деталям цоколя. В приведены параметры автомобильных ламп для фар. У ламп-фар отсутствует цоколь в обычном представлении.
Для присоединения к сети питания у ламп-фар на тыльной стороне рефлектора находятся контактные детали, представляющие собой ламели или винтовые контакты. Кроме двухнитевых ламп для фар выпускаются специальные лампы-фары, представляющие собой лампы накаливания с заданным распределением светового потока, требующим высокой его концентрации, достигаемой большой точностью изготовления оптических элементов. Высокая точность обеспечивается применением сварной колбы, состоящей из штампованных стеклянных деталей.
Преимущество такой системы по сравнению со световым прибором прожекторного типа, в котором устанавливается соответствующая прожекторная лампа или лампа-фара, заключается в том, что точность взаимного расположения тела накала и оптических элементов светораспределения обеспечивается при сборке ламп-фар на заводе-изготовителе и не может быть нарушена в процессе эксплуатации.