|
|
Объемная резьба по дереву |
|
Производство скульптурных частей зданий и предметов на основе дерева выделяется среди других как один из самых старинных методов и среди них особое место занимает объемная резьба по дереву. Наибольшее распространение они получили в работах русских мастеров, где благодаря именно объемной резьбе они заметно выделяются от других произведений, где использованы другие виды резьбы. По самому названию данной технологии резьбы можно судить о том, что здесь прослеживается четкая связь между объемной резьбой и производством пластичных форм объемных видов, выделяющиеся в первую очередь своими художественными особенностями, лицезрея которые по-новому предстает облик предмета, а также совершенство его пластичных линий. В число классических методов резьбы входит техника долбления. Любому крестьянину было под силу изготовить лодку-однодеревку, челн или кадку-долбленку, ступ или корыто, ночевку и даже сельницу, используя имеющиеся под рукой ножи и нструменты. Для изготовления обрядовой посуды, используемой на тожествах (ковшей, ендов и т. п.), а также некоторых разновидностей повседневной посуды (ложек, солонок и т.п.) применялись метод вырезания и долбления из дерева. Долбленая утварь обычно имела массивную конструкцию, стенки же ее были толстыми и необычайно прочными. Именно в ней прослеживается факт того, что с ее помощью народные умельцы воплощали в жизнь пластичность форм. Каждый предмет выделяется некой скульптурностью линий, которая реализована при помощи формы предмета. Солоницы же, выполненные в форме барашка или птицы, снабженные специальной крышкой-спинкой, имеющей достаточно остроумную конструкцию, которая начинает открываться, если вращать штифт-ось, отличаются совершенными пластичными чертами. Объемная резьба по дереву у народных мастеров осуществляется на специальных рабочих метах, представленных скамеечками с низенькой посадкой, не превышающей 35 см, и такими же верстаками, высота которых ограничена 60 см. Подобная посадка на рабочем месте позволяет коленям резчика располагаться немного выше, чем находится сидение скамеечки. За счет того, что есть возможность прижать заготовку к колену либо к торцу верстака, он может разместить ее у себя на коленях, тем самым, его руки остаются достаточно свободными и могут совершать операции различной степени сложности. Подобным образом выполняется работа у резчиков различных мест: хотьковских ковшечников, горьковских ложкарей и богородских резчиков. Для того, чтобы была выполнена объемная резьба по дереву мелких предметов, можно использовать и обычный стол, единственное условие - оснащение столешницы подставкой особого типа, которая устанавливается к краю столешницы, что обеспечивает больший комфорт при работе, когда заготовка прислоняется в данной стороне столешницы. Главная деталь любого верстака - верстачная доска. Для ее производства обычно используется древесина сосны, имеющая толщину 60-70 мм. Конечный вариант верстачной доски имеет следующие размеры: ширина – 600-700 мм, длина – 1100-1500 мм. С правой части на верстачной доске расположена зажимная коробка, а по горизонтали на рабочей части - небольшое количество сквозных отверстий, имеющие диаметр 20 мм и расположенные друг от друга на расстоянии 50 мм, предназначенные для установки нагелей, представляющих собой упорные палочки либо мобильного упора-дощечки, на который наклеивается пара нагелей на аналогичном расстоянии. Чтобы заготовка была прочно закреплена строго вертикально, используются струбцины, имеющие различные размеры. Для крепления круглых деталей используются скобки, а для круглой скульптуры - упорные винты. Установку стола или верстака производят в достаточно светлом помещении. Рабочее место должно иметь ровную поверхность и хорошее освещение, чтобы, пока проводится резьба по дереву, глаза не были напряжены. Установка верстака должна производиться таким образом, чтобы дневной свет падал с левой стороны. В вечернее время рекомендуется использовать общее, а также местное электроосвещение. Статья обновлена 7 февраля 2010г.*
|
|