Разделение единой технологической системы неизбежно повышает риск проявления чрезвычайных ситуаций относительно качества воды с непредвиденными последствиями и возникновения конфликтных ситуаций между поставщиками воды в город, поставщиками воды непосредственно абонентам и собственно абонентам. Более того, стоит обратить внимание на то, что растут операционные расходы, связанные с созданием и финансово-экономическим управлением самостоятельных предприятий.
Централизованное же управление позволяет оперативно перераспределить нагрузку между источниками водоснабжения при изменении качества исходной воды и технической готовности сооружений.
Экспертные оценки специалистов показывают, что при распределении водопроводного предприятия на отдельные независимые хозяйственные единицы тарифы для населения и предприятий будут существенно расти, при том, что качество услуг ухудшится, но это противоречит сдерживанию роста тарифов и улучшению качества услуг.
Более того, разделение взаимосвязанных стадий производства воды, транспорта и распределения не может быть осуществлен без увеличения расходов на создание дополнительных систем учета при взаиморасчетах и соответствующего роста численности обслуживающего персонала. Естественно, что возрастут операционные затраты каждого из предприятий и начнется новая гонка в росте тарифов, что также не соответствует цели и стремлению к снижению себестоимости и повышению качества услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия водоснабжения - естественные монополии технологического типа, удовлетворяющих жизненно важные потребности населения. Оно имеет ряд специфических особенностей, которые делают неэффективным развитие конкуренции в этой сфере.