Вальцовые станки типа ЗМ применяют в пищевой промышленности для измельчения зерна на мукомольных заводах с механическим и пневматическим транспортом зерна и продуктов его переработки.
Основными дефектами при работе вальцового станка могут быть:
в станине с верхними и нижними дверками поломка рамок, дверок, ручек и шариков; ослабление крепления станины; при перегрузке станка наблюдаются поломки заднего прилива для установки и крепления верхнего подшипника;
в вальцах перекос и односторонний износ вальцов; преждевременный износ рифлей; в узлах подшипников нагревание и износ подшипников; вибрация рабочих органов, что влечет за собой перекос вальцов, нарушение смазки; нагревание и поломка наружной обоймы роликовых подшипников при перекосах и отсутствии смазки;
в зубчатой передаче износ и поломка зубьев шестерен; ослабление шпонки, вызывающее износ и поломку зубьев; биение шкива и нагревание подшипников при неправильной посадке шкива на вал и неуравновешенности шкива;
в узле привода вальцов заедание регулирующего винта при перекосах и отсутствии смазки; износ упора и зуба защелки; поломка пружины и ослабление болта стопора рычага, что приводит к отвалу вальца;
в штурвальном механизме поломка зубьев кромок гильзы из-за перекосов натяжного стержня; износ резьбы в отверстии упорной шайбы; заедание резьбы;
в механизме регулирования заслонки питающих валков ослабление пружины питающей заслонки, заедание винтов, регулирующих заслонку;
в редукторах привода питающих валков износ деталей подшипника вследствие сильного натяжения ремней, недостаточной смазки, перекоса питающих валков, что вызывает износ кулачковой муфты;
в гидроавтомате износ боковых поверхностей, торцов шестерен, прокладок, корпуса подшипников, валов шестеренчатого насоса; износ зубчатых колес и золотника, регулирующего величину давления масла в гидросистеме, и т. д.
Разборка вальцового станка. В начале снимают верхнюю и нижнюю крышки, затем вынимают щетки, оградительные щитки, клапаны, дно питающей коробки. Отъединяют винт параллельного сближения вальцов от штока поршня гидроавтомата. Ослабляют гайки затяжки пружины амортизатора, отводят от станка штурвальный механизм и освобождают хвост буксы, после чего раскрепляют и освобождают весь штурвальный механизм. Вывинчивают горизонтальные стяжные болты и вынимают вставки из боковин станины станка. Снимают ограждения с привода и кожух с зубчатой передачи мелющих вальцов. При помощи съемников снимают приводной шкив и зубчатые колеса. С корпусов верхних подшипников снимают крышки, ослабляют затяжные втулки, снимают подшипники и при помощи тали вынимают верхний мелющий валец. Вывешивают нижний валец, раскрепляют и снимают с осей нижние корпуса подшипников, вынимают нижний валец, снимают автомат гидроуправления. Раскрепляют и снимают стопорные кольца и корпуса подшипников питающих валков, вынимают питающие валки. Раскрепив хомуты, снимают питающую трубу, поплавок и систему рычагов. Выворачивают крепежные винты и вынимают секторную заслонку, механизм регулирования питания. Произведя разборку станка, его детали и узлы тщательно очищают.
Ремонт станины
Ремонт оборудования станины без узлов и деталей насухо протирают и проверяют, нет ли на ней трещин, или поломок. При обнаружении опасных трещин и поломок станину ремонтируют установкой накладок. Поломанные верхние и нижние дверки меняют.
Ремонт питающего механизма с валками. Изношенные шестерни, валики, кулачковую муфту, подшипники, пружины заменяют, в редукторах меняют смазку. Проводят регулировку секторной заслонки и винтовых механизмов, устраняют перекосы. Взамен изношенных болтовых и винтовых соединений устанавливают новые.
Ремонт штурвального механизма. Сломанные и потерявшие упругость пружины заменяют новыми, которые для каждой половины станка должны иметь одинаковую упругость. Чтобы подобрать пружины, их нужно тарировать при помощи груза, чтобы величина растяжения была одинакова. Величину затяжки пружин рекомендуется определять сжатием их от первоначального свободного состояния на 10—12 мм. Упорную шайбу и гильзу в случае поломки заменяют. В деталях механизма могут встретиться поломки, заедания, сорванная резьба, в этих случаях ремонт проводят в зависимости от характера дефекта.
Ремонт узла меж вальцовой зубчатой передачи. В процессе работы станка и в результате отсутствия смазки значительно изнашиваются зубья малых шестерен, в этом случае они подлежат замене. Износившиеся оси, на которые насаживают шестерни и шкивы, ремонтируют наплавкой слоя металла газовой или электрической сваркой с последующей обработкой на токарном и шлифовальном станках. Взамен изношенных шпоночных канавок на шестернях вырубают новые канавки, смещая их на 90—120°, а деформированные и смятые шпонки заменяют новыми, которые вытачивают по размеру канавок и с уклоном 1 :100. Следует подбирать шестерни таким образом, чтобы в прижатом положении мелющих вальцов вершины зубьев одной шестерни не упирались в дно впадины другой, а также чтобы расстояние между центрами шестерни было меньше межцентрового расстояния вальцов. Уменьшать расстояние между центрами шестерен более чем на 2 мм не следует. Этим создается запас на сближение шестерен по мере износа рифлей.
Шестерни подбирают по таблице 2, которая составлена по формуле z=0,32A, где г — число зубьев пары шестерен; А — расстояние между центрами мелющих вальцов, прижатых один к другому, мм.
Ремонт гидроавтомата. Износ гидроавтомата может быть вызван плохим уходом, утечкой масла, неправильной эксплуатацией его поваром кондитером. Более всего в гидроавтомате изнашиваются шестерни, подшипники, прокладки, валики шестеренчатого насоса, валик-золотник, корпус. Перед ремонтом гидроавтомата все детали промывают в керосине. При попадании пыли загрязняется масло, забиваются каналы, нарушается взаимодействие всех узлов. Изнашиваются зубья большой промежуточной шестерни привода насоса, кулачков муфты.
Изношенные шестерни, подшипники, прокладки заменяют новыми, а внутренние поверхности шестеренчатого насоса наплавляют латунью и затем растачивают на токарном станке. Валик-золотник заменяют, а новый тщательно притирают к втулке, чтобы зазор не превышал 0,02 мм. Отверстие под золотник притирают на токарном станке набором чугунных притиров, а золотник шлифуют в соответствии с размером отверстия по плотной посадке и притирают вместе с отверстием по скользящей посадке первого класса точности. В гидроавтомат рекомендуется заливать профильтрованное индустриальное масло.
Ремонт мелющих вальцов. В процессе эксплуатации по указанным ранее причинам поверхность вальцов истирается, шейки вала изнашиваются. Их ремонтируют сваркой с последующей обработкой на токарном станке. Изношенные рифли сошлифовывают и нарезают новые. Целесообразно проводить первую операцию на одном станке, а вторую на другом, если для этого имеется возможность. Шлифовать вальцы рекомендуется мокрым способом, применяя для этого или 3%-ный раствор кальцинированной соды с добавлением 1%' индустриального масла, или 5%-ный водный раствор каустической соды, или 3%-ный раствор мыльного порошка.
Вальцы шлифуют карборундовыми кругами с различной зернистостью. Вальцы гладких систем с мелкой нарезкой нужно шлифовать кругами с мелкой зернистостью (№ 25—20), а вальцы драных систем с крупной нарезкой — кругами со средней зернистостью (№ 50—40).
После проведения шлифования вальцы проверяют на цилиндричность индикатором или притертой к плите чугунной линейкой. Для обеспечения равномерного размола продукта по всей длине вальца необходимо дополнительное шлифование по краям на длину 150 мм от центра к краям. Это позволит свести поверхность вальца на конус (на 0,01—0,02 мм).
Для нарезания вальцов применяют пластинки твердых сплавов БК-4, БК-6, напаянные на державку резца из углеродистой стали. При помощи увеличительного стекла или специальных шаблонов проверяют качество нарезки рифлей.
Ремонт щеточного механизма. Станок ЗМ имеет направляющие, по которым щетки должны свободно и без заеданий перемещаться. Изношенные щетки заменяют новыми. Для очистки поверхности мелющих вальцов можно применить само подвижные щетки. Их можно изготовить из прямоугольной металлической рамки, на одной из длинных сторон которой крепят щетку, а на противоположной стороне находится уголок или труба — противовес. Рамки на шарнирах крепят под вальцами, смещая оси подвески ближе к щетке. Противовес всегда прижимает щетку к вальцам.
Прием вальцового станка после ремонта. Проведя сборку (обратно разборке) вальцового станка, следует проверить его работу. При этом не должно быть перегрева подшипников, стука шестерен, разбег вальцов в продольном направлении должен составлять не более 1,0—1,5 мм. Штурвальная пружина должна сжиматься без остаточной деформации от 28 до 32 мм, питающая заслонка — обеспечить ровную сыпь зерна или продукта размола по всей ширине станка.
Автомат питающего механизма вступает в работу плавно, без рывков, до перехода вальцов в рабочее положение. Станок должен работать без заметной вибрации мелющих валков, а амплитуда колебания корпуса станка не должна превышать 0,25 мм на уровне подшипников верхних вальцов.