Закладку крупных промышленных плантаций смородины проектируют единым массивом на площади не менее 30—50 га, что дает возможность организовать для обслуживания специальную бригаду или звено, оснащенное необходимой техникой. При большем масштабе производства ягод в хозяйствах закладывают и более крупные массивы смородины. Так, в совхозе «Тайцы» (Ленинградская обл.) под смородину отведено 2 участка по 130—150 га каждый, в совхозе «Халтуринский» (Кировская обл.) — 120— 130 га.
Массив земель под промышленные насаждения смородины стараются отводить вблизи населенного пункта и дороги с твердым покрытием. В случае необходимости отправки крупных партий ягод организуют бригадный стан с комплексом построек и разворотной площадкой для автомашин. Бригадный стан необходимо обеспечить хорошими подъездными путями.
Поля выбранного массива разбивают на кварталы по 4—8 га. В случае хорошей естественной защиты площадь квартала может быть увеличена до 10 га. Во избежание развития эрозионных процессов кварталы ориентируют длинной стороной поперек склона, иногда по диагонали. При отсутствии естественной защиты по границам массива смородины обычно закладывают 2—3-рядиые садозащитные полосы (опушки) продуваемой конструкции (рис. 13).
Садозащитные полосы целесообразно закладывать на расстоянии 150—250 м. Между кварталами по их длинной стороне и с торцевых сторон высаживают 1-рядные ветроломные линии, а на участках, сильно подверженных ветру, — 2-рядные. Ряды садозащитных полос размещают на расстоянии 3 м, а деревья в ряду —на 1,5—2 м. Для прохода агрегатов и транспортных средств в углах межквартальных защитных полос устраивают разрывы шириной 8—10 м. Расстояние между садозащитными насаждениями и рядами смородины по длинной стороне 6—8 м, по короткой — 8—10 м.
Дорожную сеть располагают с обеих сторон ветроломных линий по концам кварталов. В конкретных условиях хозяйств, где дорожная сеть на участках развита слабо, может быть предусмотрено расширение дорожной сети. Ширина главных дорог 6—8 м, межквартальных — 5—6 м. Они же служат и разворотной полосой для агрегатов. Для транспортировки ягод с плантаций поперек рядов кустарников через каждые 100—150 м прокладывают дороги шириной 4—5 м.
Например, в совхозе «Тайцы» Ленинградской области дорожная сеть на территории участков под закладку смородины представлена грунтовыми полевыми дорогами, связывающими поля с близлежащими населенными пунктами совхоза. С обеих сторон ветроломных полос расположены межквартальные дороги шириной 6 м. Полосы для разворота тракторных агрегатов имеют ширину вместе с дорогой 6—8 м и располагаются вдоль сторон кварталов между ближайшими ягодными насаждениями и лесополосами.
Между торцевыми сторонами кварталов в ряде случаев высаживают лесные полосы аллейного типа и обычно между рядами деревьев прокладывают дорогу. Ряды располагают на расстоянии 6—8 м, а растения в ряду — на расстоянии, равном ширине междурядий ягодников, что позволяет обрабатывать почву в защитках совместно с обработкой рядов смородины.