Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны, либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.
Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с учетом положений Генерального городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной деятельности.
Санитарно-защитная зона устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет планировочных разрывов и озеленения территории.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Это также и особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.
Цель разработки проекта организации (обоснования) СЗЗ - получение санитарно-эпидемиологического заключения органа Роспотребнадзора по соответствию санитарно-защитной зоны территориально обособленной площадки юридического лица в существующих размерах от селитебной территории населенного пункта (места проживания населения, общественные здания).
Разработка и согласование проектов обоснования размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Проект организации санитарно-защитной зоны предприятия.
К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
- Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:
- Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
- Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.
- Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. - М.: РЭФИА, 1998. - 86 с.
Разработка СЗЗ, расчет СЗЗ - этапы:
- Разработка расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
Разработка Проектов обоснования (сокращения) размера расчетной санитарно-защитной зоны (разработка проекта СЗЗ) предприятия выполняется специализированными организациями, в число которых входит ООО "ЦЭС "Рубикон", владеющими действующими методиками оценки химического и акустического загрязнения атмосферы и имеющими опыт согласования проектной документации в органах санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Разработка Проекта СЗЗ имеет следующие этапы:
- составление и согласование задания на разработку Проекта СЗЗ;
- сбор исходных данных для разработки СЗЗ;
- разработка Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ;
- разработка Программы мониторинга загрязнения атмосферы и шума (для последующего этапа);
- согласование Проекта СЗЗ с получением Экспертного Заключения (уполномоченные экспертные органы) и Санитарно-эпидемиологического Заключения.
Организация - исполнитель обеспечивает разработку Проекта СЗЗ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Заказчик - предприятие несет ответственность за полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки Проекта.
Стоимость разработки Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ индивидуальна для каждого предприятия и зависит, как от производственной мощности предприятия (количество источников выбросов и шума), так и от сложности разрабатываемого Проекта.
- Проведение натурных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и шума. Нормативы образования отходов контролируются лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких видов работ.
Основание для наблюдений - Программа мониторинга загрязнения атмосферы и шума, разработанная в составе Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ. Максимальная продолжительность наблюдений - год. Если лаборатория будет работать под кураторством Разработчика Проекта СЗЗ, период наблюдения можно сократить. Стоимость данной работы зависит от количества пунктов наблюдения, количества и номенклатуры контролируемых загрязняющих веществ и расценок самой лаборатории.
- Установление размера и границ санитарно-защитной зоны предприятия.
Выдача Санитарно-эпидемиологического Заключения производится УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (или Ленинградской области) в установленном порядке при наличии согласованного Проекта СЗЗ и результатов натурных наблюдений, подтверждающих выводы расчетной части. Материалы готовит и подает на рассмотрение в органы Роспотребнадзора предприятие или Разработчик Проекта, по его поручению.
Один экземпляр карты с нанесением границ санитарно-защитной зоны предприятия Роспотребнадзор оставляет у себя, второй аналогичный экземпляр передает в Комитет по градостроительству и архитектуре для учета при градостроительном регулировании территории.
- Основные рекомендации предприятию в части его санитарно-защитной зоны.
В принципе, санитарно-защитная зона устанавливается предприятию "на всю его оставшуюся жизнь" . Все дальнейшие изменения в степени техногенного воздействия на прилегающие территории должны "укладываться" в размеры "разрешенной" ему Роспотребнадзором зоны.
Корректировка СЗЗ предприятия может быть вызвана только изменениями в планах смежных землепользователей или застройкой пустующих прилегающих территорий. Например, для строительства нового жилого дома (центр СПб) или пищевого объекта требуется разработка проекта СЗЗ предприятия в два раза, в ином случае, экспертиза никогда не согласует проект строительства нового жилого дома в СЗЗ. При вашем согласии, естественно, разработку Проекта сокращения СЗЗ, реализацию необходимых мероприятий, натурные замеры должен финансировать инвестор жилого дома. Но предприятие одновременно должно понимать, что согласие на сокращение своей СЗЗ влечет ужесточения и ограничения на собственную производственную деятельность. Поэтом окончательное решение должно приниматься после полного понимания ситуации. К сожалению, цивилизованные варианты выбора встречаются редко, а чаще предприятие ставят перед фактом готовой застройки и уже решается вопрос о том, кто дальше будет существовать на этой территории. Поэтому ситуацию в пределах границ своей санитарно-защитной зоны предприятие всегда должно держать под контролем.
Проект организации (обоснования) СЗЗ обосновывает такой размер санитарно-защитной зоны, заключенной между границей предприятия и границей селитебной территории населенного пункта, за пределами которого уровень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума (привносимого предприятием), уровень электромагнитного излучения (при наличии) ниже гигиенических критериев, установленных для населенных мест; определяет необходимые мероприятия по: охране атмосферного воздуха, озеленению и благоустройству территории площадки, обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близко расположенную жилую застройку.