При остановке насоса в станциях с затвором на водовыпуске в зависимости от времени его закрытия насос может проходить все семь или только шесть режимов. В процессе нормальной остановки насоса с поверхностным водовыпуском затвор, как правило, прикрывается до отключения электродвигателя от сети, и погружной насос некоторое время работает при повышенном напоре. Смещение режимной точки в область малых расходов и к.п.д. отрицательно сказывается на режиме работы насоса, причем у низконапорных горизонтальных насосов, как и при пуске, это влияние значительно больше, чем у вертикальных, рассчитанных на больший напор. При аварийной остановке, а также в станциях с глубинным водовыпуском отключение электродвигателя от сети производится без предварительного прикрытия затвора. Вследствие этого начало остановки — режимы тормозной, насосный, противотока и начало турбинного протекают при несколько меньшем напоре, так как уровень воды в верхнем бьефе ниже уровня переливающейся через затвор воды. Однако последующие стадии турбинного режима протекают при более высоком напоре, при большей частоте вращения, более высоких уровнях пульсации давления и вибрации. После отключения электродвигателя в тормозном насосном режиме давление перед и за рабочим колесом возрастает. Затем на этапах противотока и турбинного режима оно плавно снижается до уровня нижнего бьефа с характерным скачкообразным сбросом в момент перемены направления вращения.
Большая величина повышения давления при смене направления потока соответствует большим углам установки лопастей рабочего колеса насоса. Пульсация давления за рабочим колесом несколько уменьшается после отключения электродвигателя, резко возрастает к моменту перемены направления потока, затем так же интенсивно снижается до минимума к моменту перемены направления вращения. В начале турбинного режима значения незначительны, а при подходе к разгонному режиму резко возрастают. На участке тормозного турбинного режима значения пульсации давления вместе с колебаниями уровня воды в напорном водоводе снижаются до минимума к концу процесса. Пульсация давления во всасывающем патрубке насоса незначительна на большей части тормозного насосного режима, резко возрастает при перемене направления потока и достигает максимальной величины к моменту изменения направления вращения.
В начале турбинного режима снижается до минимума, а при подходе к разгонному режиму вновь увеличивается до максимальных значений, окончательно снижаясь в тормозном турбинном режиме. Изменение амплитуды вибрации корпуса насоса аналогично изменению пульсации давления в проточном тракте. Вследствие соединения валов насоса и электродвигателя через зубчатую муфту вибрации, передаваемые насосом на электродвигатель, существенно меньше, чем при фланцевом соединении валов.
В графиках пульсаций давления и вибраций можно отметить несколько максимумов, наибольшим из которых по времени и продолжительности является разгонный режим. При рассмотрении графиков зависимости амплитуды пульсации давления и вибрации в процессе остановки от угла можно сделать вывод, что наименьших значения и продолжительность их действия будут при больших углах установки лопастей рабочего колеса. Следует отметить, что все рекомендации о пользе торможения насосного агрегата при остановке и задержке частоты вращения па уровне номинальной остаются в силе и для горизонтальных агрегатов.
Экспериментальные исследования и расчеты показали, что объем предзатворной камеры, время начала и скорость закрытия затвора существенно влияют на значение разгонных оборотов, динамические нагрузки на элементы насоса в процессе остановки. Длительность процесса и значения динамических нагрузок снижаются при уменьшении объема предзатворной камеры. С этой точки зрения оптимальным является глубинный, расположенный ниже уровня нижнего бьефа водовыпуск с быстропадающим затвором. Оптимальными для условий станций канала Днепр — Донбасс являются скорость закрытия затвора 0,4 м/с.