Пневматический инструмент используется для сверления отверстий вальцовки и торцовки труб и т.п. Основными пригоночными работами, выполняемыми при ремонте парового котла, являются сверление и разверка отверстий, опиловка и зачистка поверхностей, шабрение и притирка. На предприятиях в бытовых и промышленных котельных при ремонтах котлов объем таких работ является значительным, поэтому механизированный инструмент, значительно ускоряющий процесс работы и улучшающий условия труда ремонтного персонала, находит широкое применение. Так, производительность труда при пользовании механизированными сверлильными инструментами в 5—6 раз выше, чем при сверлении вручную. Электрифицированные и пневматические сверлилки подразделяются на: тяжелые (диаметр отверстия 20—32 мм), средние (диаметp отверстия 15—20 мм) и легкие для сверления отверстий до 15 мм. Из пневматических сверлилок существенное преимущество перед поршневыми имеют сверлилки ротационного типа, несмотря на то, что они расходуют несколько больше воздуха, чем поршневые.
В настоящее время газовые котлы ремонтируют с применением механизированного инструмента с электрическим и пневматическим приводом. Электроинструменты повышенной частоты питаются от специальных преобразователей частоты тока типа И-75 или И-88, подключаемых к сети переменного тока напряжением 220/380 В.
Для устранения забоин, царапин, вмятин, заусенцев и зачистки шероховатостей, а иногда и для снятия припуска применяют абразивные круги и головки, шарошки, фигурные напильники. Для такого инструмента в качестве привода используют переносные легкие электрические или пневматические машины. Иногда применяются настольные или передвижные установки с электродвигателем. Нередко при выполнении пригоночных работ применяются ручные шлифовальные машины с электрическим или пневматическим приводом. Рабочим инструментом в таких машинах служат абразивные круги, а для тонкой пригонки — фетровые или кожаные круги с нанесенной абразивной пастой или наждачной шкуркой. Широкое распространение имеет шлифовальная машина с гибким валом. Шабрение производится вручную и механизированным способом. Однако ручное шабрение — это трудоемкий процесс прогонки, поэтому там, где это возможно, шабрение заменяют шлифованием. Механизация процесса притирки деталей в условиях ремонта парового котла на ремонтных заводах и в мастерских осуществляется путем применения специальных станков или механизированного притирочного инструмента. В ремонтах паровых котлов значительное место отводится вальцовочным работам по замене труб. Для привода вальцовок применяют специальные развальцовочные машины.
Более качественное вальцевание при вальцовке труб высокого давления получают при применении пневматической машины типа 2418 ЦКБ, у которой понижение числа оборотов выводного вала осуществляется двухступенчатым редуктором, установленным на корпусе пневматической машины.
Зачистку концов труб под развальцовку выполняют на станках или с помощью специальных зачистных машин с электроприводом, а также шлифовальными машинами с электро или пневмоприводом. Зачистку трубных отверстий в барабанах под развальцовку труб выполняют, пользуясь приспособлениями с раскидными щетками из кардоленты или ершами; приводом в обоих случаях служат электросверлильные машины. Зачистку поврежденных фланцев производят торцовыми шлифовальными машинами или диском, оклеенным наждачной бумагой и приводимым во вращение электро или пневмомашинами. Для изготовления паронитовых прокладок круглой формы применяют роликовое приспособление с использованием сверлильного станка в качестве привода; прокладки для овальных лючков изготовляют с помощью штамповочного пресса.
Притирку уплотненных поверхностей в корпусах вентилей и задвижек выполняют с помощью приспособлений, работающих от механических приводов. Во время ремонта паровых котлов затрачивается много труда на сборку и разборку пароводяной арматуры, кожухов, дымососов, вентиляторов и т.д. Значительная экономия труда на этих работах достигается путем применения гайковертов. На ремонтных работах применяются гайковерты с электрическим или пневматическим приводом. Кроме электрических гайковертов, на ремонтных работах применяются и пневматические гайковерты, главным образом с ротационными двигателями.