Российские учёные разрабатывают инновационные материалы для очистки воды от загрязнителей

Группа учёных из Московского физико-технического института (МФТИ) в сотрудничестве с коллегами из Новосибирска разработала уникальные наноматериалы дл...

Исследователи рака разработали новый метод

Исследователи из Шарите—Университетской медицины Берлина разработали метод определения оптимального времени для лечения рака, основываясь на внутренни...

Искусственный интеллект помогает изучить эволюцию самок

Дарвин предполагал, что самцы более разнообразны, поскольку самки выбирают партнеров по их внешности, тогда как Уоллес считал, что основным фактором р...

Исследования показали, что растительные патогены используют фаговые элементы для борьбы с бактериями

Бактериофаги, вирусы, атакующие и уничтожающие бактерии, играют важную роль в регулировании популяций микробов в природе. Новое исследование, проведен...

Технологии позволяют создавать 3D-изображения мозга с субклеточным разрешением

Наблюдение за структурами в мозге человека, независимо от их размера, всегда было мечтой нейробиологов. В новом исследовании, опубликованном в журнале...

Ученые ищут способы помочь ребенку с синдромом гиперактивности

Ученые ищут способы помочь ребенку с синдромом гиперактивности«Учительница не может сдержать удивление и раздражение, когда мой сын встает посреди урока и ходит по классу. Высидеть 40 минут для него задача не по силам», – жаловалась одна мамочка другой, ожидая ребенка возле школы.

«У вашего Сережи такие неаккуратные тетради, – сетуют учителя, – то букву пропустит, то перепутает ее с цифрой. Его почерк очень тяжело разобрать. А все потому, что он все время словно на шарнирах, ни минутки не посидит спокойно!»

«Артем постоянно вертится, ерзает на стуле, размахивает руками, играет с карандашами и ручками, роняет на пол вещи, выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав. Он, конечно, любознательный мальчик, схватывает все на лету. Сделаю замечание – включается в работу, но хватает его на 5–10 минут», – такие или подобные жалобы ежедневно приходится выслушивать родителям школьников с синдромом гиперактивности.

А теперь давайте посмотрим, на что жалуются дети, страдающие от собственной чрезмерной активности: «Взрослые постоянно требуют от меня невозможного: не бегай, сиди тихо, слушай внимательно. Честное слово, я стараюсь, но у меня не получается. Я постоянно перед всеми виноват, мне это не нравится, я злюсь, а потом просто не могу остановиться и перестать вести себя плохо».

Подобное поведение свойственно детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Причина тому – внутренняя, на бессознательном уровне, тревога ребенка, которая выливается в чрезмерную двигательную активность.

И в кого он такой?

По статистике, на сегодняшний день различные нарушения психического развития занимают третье место среди всех детских заболеваний.

В числе причин развития подобных патологий можно выделить следующие:

1. В 85% случаев к СДВГ приводят осложнения во время беременности, проблемы при родах и инфекционные заболевания у ребенка в первые годы жизни.
2. Значительную роль играет наследственный фактор. Почти половина родителей таких детей в детские годы вели себя точно так же. Склонность к подобному заболеванию формируют гены, содержащиеся в 5-й и 11-й хромосомах. Однако в этом случае речь идет лишь о склонности.
3. Врачи не исключают и того, что СДВГ может развиться вследствие неправильного питания ребенка, в частности из-за недостатка в рационе полиненасыщенных жирных кислот омега-3, а также в результате недостатка физической активности.

При этом заболевании из-за дисфункции сосудов, снабжающих кровью головной мозг, уменьшается питание его отделов и коры, отвечающих за внимание, движение, эмоции и речь. Различают три основных симптома гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность и повышенную двигательную активность.

Психологи выделяют следующие группы школьников с диагнозом «синдром гиперактивности»:
1-я группа – учащиеся с нарушенной ориентацией в пространстве и времени: неправильно воспринимают размеры предметов и их форму, не улавливают причинно-следственные связи, порядок происходящих событий.

2-я группа – школьники с нарушенной координацией движений: наталкиваются на крупные предметы, спотыкаются, причиняют себе травмы, эта особенность проявляется и при рисовании, письме, конструировании.

3-я группа – дети с выраженными нарушениями движений рук и глаз при письме, рисовании и пр.

4-я группа – дети, у которых отмечаются смешанные признаки заболевания. Например, расстройства эмоционально-волевой сферы в сочетании с разными формами дефектов речи; нарушения познавательных процессов: памяти, внимания, мышления; речевые нарушения и задержка психического развития.

66% детей с диагнозом СДВГ имеют проблемы с чтением (дислексия) и письменной речью (дисграфия), а у 61% наблюдаются трудности со счетом (дискалькулия).

Мальчики страдают этим синдромом в четыре раза чаще, чем девочки. Такие дети требуют к себе повышенного внимания со стороны педагогов (неоднократного повторения заданий, демонстрации образцов их выполнения, стимулирования к учебной деятельности, индивидуального подхода к обучению). Кроме того, они нуждаются в комплексном медицинском, психологическом и логопедическом наблюдении и лечении.
 Практика показывает, что при правильном подходе к СДВГ во взрослом возрасте оно может напоминать о себе только трудностями с концентрацией внимания. Как правило, большинство симптомов исчезает уже к 12 годам.

Как вести себя, если у вашего ребенка СДВГ

Чтобы установить с таким ребенком контакт, придется приложить немало усилий. Мои советы – не только для педагогов, но в первую очередь для родителей детей с СДВГ.

— В борьбе с вечным хаосом, в котором пребывает гиперактивный ребенок, важно организовать четкий распорядок дня. Надо упорядочить все: прием пищи, прогулки, игру, учебную деятельность и, конечно же, сон. Чтобы предотвратить перевозбуждение и восстановить силы, ребенок должен хорошо высыпаться.

— Уберите подальше от ребенка мобильный телефон, компьютер, не разрешайте ему подолгу смотреть телевизор. Приучайте ребенка к прослушиванию классической музыки. Особенно полезны произведения Моцарта: научно доказано их оздоравливающее воздействие на организм. Делайте ребенку перед сном успокоительные ванны с отваром из валерианы, чабреца, душицы и пустырника (1 ст. ложку сбора залить литром кипятка и настоять 30 минут). Хорошо помогают гомеопатические препараты, детские чаи с пустырником, мятой, лавандой.

— Обязательно предупредите учителей о том, что ребенок чрезмерно активен и ему будет трудно работать пошагово и планомерно. Хорошо, если такой школьник будет сидеть недалеко от стола преподавателя, чтобы педагог мог своевременно реагировать на изменения в его поведении. Кроме того, педагог может использовать тактильный контакт: прикосновения, поглаживания, легкие похлопывания по спине помогут ребенку избавиться от нарастающего возбуждения во время урока.

— Выдержать 45 минут урока тяжело даже здоровому ребенку, особенно в начальной школе. Полезно после выполнения нескольких заданий делать перерыв на разминку пальцев или физкультминутку.

— Общаться с таким ребенком следует спокойно, сдержанно. Помогая ему выполнять домашнее задание, старайтесь избегать гневных криков или же бурных восторгов. Гиперактивные дети крайне чувствительны и тут же разделят ваши эмоции – и занятия придется отложить.

— Выраженная импульсивность мешает детям с СДВГ быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Предупреждайте его о смене занятия заранее. Например: «Сережа, через пять минут будем собираться гулять!» В школе, кстати, учителя всегда предупреждают: «До окончания работы осталось две минуты».

— Педагогу и родителям лучше не заострять внимание ребенка на аккуратности в тетрадях. Для начала достаточно правильного выполнения задания. Положительный результат сформирует ощущение успеха, ребенок начнет получать удовольствие от учебного процесса, и это станет ключом к хорошей учебе.

— Четко обговорите с ребенком перечень запретов, а также то, какое наказание последует за их нарушение. От родителей требуется в любой ситуации придерживаться установленных ими самими правил! При этом учитывайте, что слова «нет» или «нельзя» малоэффективны в общении с ребенком, они, скорее всего, вызовут обратную реакцию или агрессию. Ведите себя сдержанно, предлагайте ребенку альтернативу: «В классе нельзя ничего бросать, так как можно кого-то задеть. Зато после урока можно поиграть на улице», «В квартире нет возможности побегать, но можно почитать твою любимую книгу. А побегаешь ты во дворе!»

— Чтобы добиться от ребенка выполнения ваших просьб, нельзя давать длинных инструкций: «Собери игрушки, оденься и пойдем гулять». Разбивайте задания на несколько этапов: «Сережа, собери игрушки». Когда он закончит, продолжите: «Ой, как чисто в комнате, давай одеваться», и т. д. Давайте ребенку посильные задания и отводите на их выполнение достаточное количество времени. И, конечно же, не забывайте контролировать результаты.

— Окрики, замечания, наказания снижают самооценку гиперактивного ребенка. А вот частая похвала, даже за мелочи, поможет вашему сыну или дочери поверить в свои силы. Избегайте неискренности – дети с СДВГ очень чувствительны и быстро распознают ее. Хвалите интонационно сдержанно, чтобы не перевозбудить ребенка.

— Дети с СДВГ сообразительны, схватывают все на лету, что подталкивает родителей добавить к школьной программе несколько кружков или секций. Однако завышенные требования и чрезмерные нагрузки могут привести к переутомлению и отказу от учебы.

Большая ошибка считать, что такие дети не устают. Усталость у них как раз и проявляется в двигательном беспокойстве – гиперактивности, снижении самоконтроля. В результате страдают и сами дети, и их родители, и все окружающие. Чтобы избежать этого, старайтесь меньше бывать в местах большого скопления людей или уходите с мероприятий чуть раньше, чем ребенок начнет плохо себя вести. Вечером полезно погулять с ребенком на свежем воздухе. Откровенные разговоры помогут вам больше узнать о его проблемах и переживаниях, сблизят вас и научат доверять друг другу.


Комментарии:

Оставить комментарий

Откуда берется лишний вес..

Откуда берется лишний вес? Этот вопрос не дает спокойно уснуть многим людям. Ведь перед тем, как начать избавляться от избыточного веса, ... подробнее

Возможно ли совместить вынашивание ребен..

Лето – это чудесная пора отдыха под теплыми лучами солнышка. В этот период хочется поплавать в морской воде и насладиться свежим курортным ... подробнее

В Индонезии обнаружена оса с огромными ч..

Самец осы с огромными челюстями, которые длиннее в раскрытом виде, чем передние ноги насекомого, был обнаружен в Индонезии на острове ... подробнее

Все замечания и пожелания присылайте на info@greenrussia.ru.
Зеленая Россия – портал для дачников России. Все права защищены и охраняются законом. © 2007 - 2024.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на www.greenrussia.ru обязательна.