Экспертная субъективная оценка. Комфортность условий освещения по различным параметрам может быть оценена субъективно группой наблюдателей. В настоящее время такой метод оценки осветительных условий получает все большее распространение, особенно при оценке качества освещения. Этот метод максимально приближен к реальным условиям взаимодействия человека с предметной средой. Основная его задача количественное изучение качества предметов с точки зрения учета человеческого фактора.
Позади зима, гололедица, самое время задуматься о смене зимней резины на
летние шины . Как вы будете относиться к своему автомобилю, так долго он вам будет вас возить.
Экспертная оценка заключается в приписывании заданному признаку предмета (осветительная установка или световая среда, создаваемая в помещении) того или иного ранга, места, балла. Оценка основывается на субъективном суждении наблюдателя. Формированию оценки обычно помогают наводящие вопросы со сторон экспериментатора. Экспертная оценка имеет интегральный характер даже в том случае, когда ей подвергается какой] либо один признак предмета.
Экспертная субъективная оценит приобретает объективный характер при достаточно широкой группе (не менее 10 человек) специально подобранных наблюдателей. В экспертную группу должны входить наблюдатели, которые являются "потребителями" оцениваемых предметов (или параметров) жизненной среды. Например, для оценки качества световой среды административного интерьера необходимо привлечь служащих, а для оценки качества световой среды цеха рабочих соответствующей специальности.
Экспертов необходимо включать специалистов разработчиков, изучающих тенденции развития и принципы оптимизации параметров оцениваемых предметов, а также "наивных" наблюдателей, не разбирающихся в существе рассматриваемого предмета.
Существуют два метода субъективной оценки: шкалирование и ранжирование. При методе шкалирования каждый наблюдатель приписывает оцениваемому признаку то или иное число (балл), выбирая эти числа по шкале, предложенной экспериментатором. Шкалы могут иметь различную структуру и число баллов. В предлагается использовать шкалы с центральной нулевой точкой и нечетным числом баллов.
При этом оценка выполняется в два этапа. Сначала наблюдатель выбирает одну из трех укрупненных оценок: положительное, безразличное или отрицательное отношение и на втором этапе уточняет степень выбранного отношения путем приписывания одного из трех баллов, находящихся в левой или правой части шкалы. Шкала этого типа может быть и 5 балльной.
Статья изменена 31 марта 2010 г.*