Наказать или пожалеть?
Следует ли проявить жесткость и наказывать шалуна или доброта важней строгости? Смотрим на ситуцаию с мужской и женской точки зрения.
Все дети совершают ошибки, но не все умеют их признавать или в них признаваться. Иной способен месяцами юлить, как партизан на допросе, уворачиваясь от ответа на простой вопрос – где дневник? Или заливаться крокодиловыми слезами на попытки выяснить, кто все же поколотил сестренку, разбил вазу и покрасил кошку в зеленый цвет. Или… действительно огорчаться из-за сущего пустяка вроде потерянной ручки или пропущенного звонка мамы. Следует ли проявить жесткость и наказать шалуна или доброта важней строгости?
Женский взгляд на ситуацию
• Осторожно, драка! Когда ребенок приходит домой в синяках, ссадинах и с обиженным выражением на физиономии, очевидно – он подрался и проиграл бой. Кто бы спорил, порванные штаны, разбитые очки и плохая оценка по поведению не заслуживают награды. Но проигрыш подрывает уверенность в себе, поэтому имеет смысл последовать примеру Мамы Малыша из книжки «Малыш и Карлссон» - поцеловать шишку, дать сладкую булочку и какао, а затем расспросить – что же произошло.
• Дырка в кошельке. Если ребенок теряет деньги или, того хуже, берет их без спросу, это всегда очень скверно. Конечно, есть вероятность, что он собирает деньги на помощь больной однокласснице или приюту для одиноких котят. Или попал в неприятную историю, проигрался, подвергается шантажу одноклассников. Но скорее всего деньги ушли на лакомства, баловство и подачки приятелям. И как бы ни был ребенок расстроен, если его простить, то в следующий раз он отнесется к чужим деньгам с такой же легкостью. Поэтому – сперва наказать, а потом рассмотреть смягчающие обстоятельства.
• Разбитая чашка. Или тарелка из фамильного сервиза, старинная кукла, новый плеер, мамин смартфон или папин жк-монитор. С одной стороны пустяки, дело житейское. Даже самые аккуратные люди бьют чашки и роняют на телефоны. С другой – вещи заслуживают уважения, в особенности пока ребенок на них не зарабатывает. С третьей - мамин смартфон, папин компьютер и старинную куклу трогать, скорей всего, не разрешали, и шалун это знал. Поэтому за порчу запретных вещей наказание неизбежно – если уж взял без спроса, умей хотя бы сберечь. С личными вещами достаточным наказанием будет хотя бы несколько месяцев не покупать новый плеер взамен потерянного. И в любом случае ребенка следует пожалеть, он скорей всего огорчен утратой.
• Тяжелая утрата. Если мальчик рыдает взахлеб или девочка запирается в своей комнате, чтобы поплакать вволю – вряд ли стоит ругать их за такую чувствительность. Детская дружба, детская любовь и детские расставания вызывают столь же глубокие чувства, что и взрослые. Но дети еще не знают, что любимые иногда возвращаются, спорщики мирятся, а переезд в другой район не означает разлуку навеки. Другое дело, когда маленький манипулятор пользуется слезами, чтобы разжалобить взрослых и отвертеться от заслуженного наказания. Дети растут, привычка «давить на жалость» может хорошо испортить им жизнь – поэтому пресекаем, и никакого сочувствия.
• Молчание ягнят. Когда выясняется, что любимое чадо месяц прогуливало школу, залило чернилами парадный костюм, подарило приятелю дедову коллекцию марок и ничего не сказало, ярость охватит даже самого кроткого родителя. Но не стоит злоупотреблять властью – если ребенок не торопится сообщать папе с мамой о возникших проблемах, видимо он не доверяет своим родителям, сомневается, что встретит понимание. Поэтому, как бы ни хотелось поставить баловника в угол или лишить карманных денег на месяц, придется смирить свои чувства. Важно восстановить доверительные отношения и задушевные разговоры с ребенком, чтобы не думать – о чем он не станет говорить маме в следующий раз.
«Любой поступок ребенка, хороший ли, плохой ли, - его попытка выстроить отношения с окружающим миром. Наказывать ребенка за то, что он вот так по-свойски учится жить, пытается «прогнуть мир под себя», нет смысла.»
— Владимир Сарана, Домашний папа
Мужской взгляд на ситуацию
"Бить не нужно, а не вникнут - разъяснять!" - универсальная педагогическая формула, которую когда-то совсем по другому поводу вывел Владимир Высоцкий.
Наказывать или жалеть ребенка, допустившего проступок, и в какой мере, каждый родитель решает сам. Мой отец любит перефразировать изречение Карла Маркса: "Битие определяет сознание", но, честно говоря, мой папа ни разу в жизни не поднял руки на своих детей. Воплощала идею идеолога коммунизма мама, которая была менее терпимой к моим проделкам и далека от философских рассуждений. На самом видном месте у входа в наш дом всегда лежала средство активных воспитательных мер "хлудина" - так по-украински называется розга. Как правило, это была тонкая гибкая вишневая ветка.
Сейчас времена изменились: я своего ребенка шлепнул веником по мягкому месту один раз в жизни. До сих пор каюсь перед дочерью, хотя она даже не помнит об этом инциденте.
Любой поступок ребенка, хороший ли, плохой ли, - его попытка выстроить отношения с окружающим миром. Наказывать ребенка за то, что он вот так по-свойски учится жить, пытается «прогнуть мир под себя», нет смысла. Ему нужно методично объяснять правила этого мира, и его, ребенка, в нем предназначение. Попробуйте, например, объяснить чаду, почему необходимо уважать ровесников и делать им добро. Я уверяю вас - серьезный, доходящий до высоких мировозренческих вершин, диспут неминуем, потому что уже с малых ногтей у наших детей есть недруги или просто люди, которые их раздражают и не понимают. А ведь объяснять придется не только это. Зачем необходимо заботиться о своем здоровье, безопасности, самочувствии родных? Почему нужно бережно относиться к деньгам - как мерилу собственного труда, и чужому труду. И многое, многое требуется ребенку знать наверное.
Важно помнить несколько принципиальных вещей.
• Любой опыт важен для маленького человека, нужно только не забывать делать из него правильные выводы.
• Действия ребенка необходимо всегда методично связывать с моралью и личной ответственностью.
• Если хотите, чтобы ребенок внял вашим словам, вам нужно самим за них отвечать.
• Если хотите, чтобы ребенок следовал тем принципам, которые вы проповедует, следуйте им сами.
• Не занудствуйте после того, как ребенку исполнится 5 лет: беседы, если они не дают результатов, уже бесполезны.
Автор: Bepoникa Бaтxaн, Bлaдимиp Capaнa