История самоуправления и саморегулирования насчитывает почти 130 лет в России. Историческими примерами передачи государству полномочий и самоорганизации населения также являются откупа (передача полномочий по взиманию сборов и налогов, которые поступают в госбюджет) и казачество. Следовательно, история данного явления довольно длинна.
Кроме того, этот принцип заложен в суть проекта федерального закона «Об аудите» специально для регулирования деятельности аудиторов; высказываются мнения о надобности его введения в регулировку страховой деятельности.
Из разбора разных видов деятельности выходит, что СРО может образовываться в сферах оказания услуг, где требуется лицензирование субъектов деятельности предпринимателя и последующий контроль над соблюдением условий ведения лицензированной деятельности. В строительстве примером СРО выступает НП "Центр Объединения проектировщиков ".
У каждой строительной компании имеется возможность вступить в строительную СРО, а также получить свидетельство допуска к строительным работам, лишь после этого ей разрешена будет строительная деятельность. Лица же, которые оказывают услуги, обладают определенным уровнем профессиональной квалификации. Главной целью создания сро в строительстве выступает регулировка отношений людей на основании самоорганизации, то есть без прямого вмешательства государства. Вмешательство государства заменяется правовым нормативным регулированием, а также контролем над соблюдением саморегулируемыми организациями законодательства.
В строительстве при создании СРО государство и общество достигают некоторых положительных эффектов.
• сокращаются государственные расходы на контроль и регулирование.
• улучшается эффективность государственного управления.