В соответствии со своим названием, экологичные автомобили меньше влияют на окружающую среду, чем традиционные топливные, хотя пока ещё не собрано достаточно статистики, чтобы подтвердить это наглядно и массово. Потенциально могут сократить объем вредных выбросов в атмосферу электрические автомобили, однако их экологичность зависит от того, какая энергия используется для выработки электричества и каков её источник. Гибридные автомобили уже получили распространены довольно широко — в них стандартный топливный двигатель используется в сочетании с электрическим, что повышает эффективность.
Эффективность экомобилей
Скользящая шкала экомобилей демонстрирует эффективность использования тех или иных альтернатив стандартному двигателю внутреннего сгорания. На сегодняшний день по топливной эффективности экологически чистые автомобили превосходят традиционные, но одновременно провоцируют пробки на дорогах и ДТП чаще.
Почему российские покупатели до сих пор массово не переходят на электромобили?
В первую очередь потому, что всё ещё не предусмотрено сети обслуживающих станций, где можно было бы быстро подзарядить аккумулятор. Даже обычные розетки имеются далеко не на каждой парковке.
В феврале 2012 года первый на российском рынке городской электромобиль i-MIEV был презентован компанией «Митсубиси» в Северной столице. Одна из главных инноваций в конструкции — мотор-колесо, то есть колесо со встроенным электромотором, а заодно и долговечный надежный двигатель со сверхвысоким КПД, более 90%. Столичное правительство начало работу над созданием сети зарядных станций тогда же, в 2012, подключив к работе экспертов Российского энергетического агентства Министерства энергетики, компаний «Рольф Импорт» и «Револьта», Московской объединенной электросетевой компании.
За два года совместная работа правительственных функционеров и специалистов по энергетике позволила построить и запустить пилотную сеть зарядных станций для электромобилей. Вокруг каждой из двадцати восьми таких станций организована круглосуточная бесплатная парковка.
По ввозу в Россию электромобилей есть определенная общая статистика, и весьма наглядная. Так, в 2014 году было ввезено всего пятьсот таких машин. Причина низких объемов импорта не только в том, что в стране нет подходящей инфраструктуры, а ещё и в том, что стоимость экологически чистого транспорта всё ещё слишком высока. Переговоры между компанией «Рольф Импорт» и правительством направлены на то, чтобы снизить импортные пошлины и добиться того, чтобы тот же i-MIEV был в коммерческом смысле более привлекательным. Сейчас этот автомобиль, классифицируемый как седан бизнес-класса, стоит 1,8 миллиона рублей.
Зарубежный опыт перехода на экомобили
Положительный опыт государственного участия в переходе на экомобили можно наблюдать в мире. Португальское правительство, например, реализует программу по строительству национальный сети элеткрозаправок. В некоторых странах на строительство соответствующей инфраструктуры выделяются субсидии, а правительства отменяют или сокращают налоги и сборы. В России в целом и в Москве в частности перспективность использования экологичного транспорта также будет сильно зависеть от господдержки.
Экомобили в Москве
Департамент природопользования и охраной окружающей среды г. Москвы, приобрел для своих сотрудников в Юго-Западном округе десяток электромобилей i-MIEV (рисунок 1 и рисунок 2). Ожидается, что вскоре подавать пример использования экомобиля будут не только инспекторы ГПБУ «Мосприроды», но и сотрудники «Почты России».
Опасен ли русский мороз для экомобилей?
Тестовый заезд по петербургским улицам показал, что при двадцати трех градусах ниже нуля i-MIEV по-прежнему ездит без перебоев. Хэтчбек C30 Electric от «Вольво» недавно также прошел тест на морозостойкость и с честью выдержал тридцать три градуса ниже нуля. Таким образом, «непригодность» электромобилей для суровых российских морозов — не более чем миф.
Российские разработки экомобилей
Отечественная промышленность пока не продемонстрировала в этом направлении заметных успехов. На ё-мобили (рисунок 3), например, поступило 176 с половиной тысяч предварительных заявок. Предполагалось, что российский гибрид будет использовать в качестве накопителя энергии новейший конденсатор, способный работать при минус пятидесяти и выдерживать миллион зарядно-разрядных циклов. Для сравнения: стандартный литий-ионный аккумулятор выдерживает не больше десяти тысяч таких циклов. В качестве основной инновации российского электрокара был презентован роторно-лопастной двигатель, при этом стоимость гибрида должна была составить порядка полумиллиона рублей. Однако проект заморозили, так и не реализовав в полной мере.
Что нужно сделать для роста популярности экомобилей в России?
Являются ли экомобили перспективным направлением? Несомненно являются, но для роста популярности и доступности нужно принять ряд мер, о которых мы писали выше, а именно:
-Снижение гос. Пошлин на приобретение электромобиля;
-Реализация инфраструктуры для электромобилей (заправки, парковки, сервисы и т.п);
-Снижение налогов для владельцев электрокаров;
-Политика ценообразования в пользу снижения стоимости электрокаров, комплектующих для электрокаров, услуг по сервису, цен на заправку энергией.