Чем больше нам в жизни приходится уступать другим, уходить в тень и примиряться с подчас неподходящими для нас ситуациями, тем больше становится наше желание увидеть в своем ребенке качества лидера. Ведь каждый родитель желает, чтобы его отпрыск вырос более успешным человеком и добился многого в жизни, чтобы не повторял родительских ошибок.
Когда на наших глазах малыш постигает что-то, чему-то учится, мы радуемся каждой его маленькой победе. К тому же хороший родитель всегда присматривается к тому, что именно хорошо получается у его чада. Хорошо поет – почему бы не отдать ребенка в хор или в музыкальную школу? Вытворяет трюки на детской площадке – значит растет будущий акробат или гимнаст. А иногда ребенок может сам заявить родителям, что хочет стать, например, художником. И почему бы в этом его не поддержать. Ведь это волеизъявление самого ребенка, а не горячее желание родителей вырастить его кем-то. В конце концов, малышу трудно будет разучивать мелодии на скрипке, если сам он видит себя мушкетером и поскорее хочет получить уроки фехтования. Тут и до драки на смычках в музыкальной школе дело дойти может. И это не только детская шалость: за ней кроется определенный родительский промах.
Так что надо выявить и правильно оценить не только способности, но и пожелания маленького человечка, если вы хотите воспитать в нем личность. Потому что подавляя инициативу ребенка, вы добьетесь обратного. Тихоню лучше посадить за мольберт, нежели отдать в секцию каратэ. Однако если ваш мямля мечтает изменить сою натуру и стать бойцом, то выберите для него единоборство, но только поспокойнее, например, айкидо. И тогда ребенок либо сам поймет, что не справляется, либо освоит хотя бы часть приемов, чтобы чувствовать себя более уверенным среди сверстников.
Чтобы научиться выражать себя – без чего формирование личности невозможно – ребенку надо научиться видеть жизнь во всех ее проявлениях, чувствовать красоту, осознавать благородство хороших поступков и низость плохих. Так, сделав однажды кому-то добро, ребенок должен ощутить самоудовлетворение, иначе говоря – у него должно стать светло на душе. И здесь первым помощником, конечно, должен выступить родитель. Например, вместе с ребенком уступить в автобусе место старушке, и объяснить, что это правильный поступок, что бабушка – старенькая, ей тяжело ходить и стоять, и пусть она чужая, но все равно ей будет приятно, когда ей уступят место.
Именно родитель должен привить ребенку чувство красоты. Надо ходить на природу, в парки, музеи и без устали рассказывать своему чаду, как вокруг красиво. И не важно, что проснется в маленьком человечке первым – любовь к природе или уважение к чужому труду и творчеству. Но и то, и другое важно для формирования личности, так как на этих понятиях зиждется духовное развитие.
Конечно, если вы живете в деревне или селе, то у вас, наверняка в хозяйстве есть животные. И поручить малышу уход, скажем, за кроликами – это хороший ход, чтобы приучить его к ответственности за чью-то жизнь. А городским жителям можно завести щенка или котенка, рыбок или черепаху, попугая или хомячка – лишь бы только кроха ухаживал за этой живностью. При этом ребенок должен научиться не только кормить или поить животное, но и чистить клетку, менять воду в аквариуме, выносить кошачий лоток или выгуливать собаку. Старайтесь не делать это все за него, а каждый раз напоминать, что надо ухаживать за питомцем. И тогда, со временем, это войдет в привычку.
За хорошие поступки ребенка надо хвалить. Это взрослый должен руководствоваться правилом, что левая рука (берущая) не должна знать, что делает правая (дающая). То есть не требовать в ультимативной форме оценки или благодарности. А пока ребенок еще мал, ему трудно оценить, насколько хорошо он поступает и достаточно ли стараний он приложил. Поэтому родительская похвала станет своеобразным маяком для растущей личности. Когда же эти понятия будут сформированы, и ребенок уже будет осознавать, что делает добро, только тогда ему надо объяснить, что хорошие поступки надо совершать просто так, просто потому, что ты – такой человек, а не потому, что за это кто-то обязательно похвалит.
Еще один важный фактор в воспитании личности – это развивать в ребенке общительность и приветливость. Поэтому, когда малыш резвится и хохочет, то надо радоваться этому, и вместе с ним выражать эмоции. Не надо его ограничивать в проявлениях радости только потому, что он мешает вам смотреть телевизор. Едва ли какая-нибудь передача стоит минут искренней радости, которой может поделиться с вами малыш! А вот если он может своим бурным поведением повредить себе или окружающим – это единственная причина одернуть сынишку или дочурку.
Если же постоянно в ребенке подавлять его эмоции, вы рискуете вырастить замкнутого угрюмого человека, который не будет способен на хорошее открытое общение. Но не только это важно в формировании личности: как мы говорили ранее, ребенок должен уметь постоять за себя. И это отнюдь не значит, что он должен жадничать или драться, едва его задели. Ведь согласитесь, делиться завтраком с товарищем и отдавать всю еду хулигану – это не одно и то же. Дать сдачи ударившему и побить за обидное слово – и это не одно и то же. Вот эти грани и надо уметь различать ребенку, чтобы он вырос гармонично развитым.