С раннего детства родители развивают интерес маленьких детей к труду: покупают конструкторы, лопатки и грабли, набор кастрюлек, чемоданчик визажиста или доктора, палитру художника. И дети, играя в ролевые игры, чувствуют себя по-новому, уже осознавая, нравится им это или нет.
Это первый шаг к любимому делу, игра приносит удовольствие и радость, но говорить о выборе профессии еще очень рано.
О развитии способностей с детства
Как правило, родители начинают развивать интересы ребенка перед школой, отдавая их в различные кружки, в музыкальную, спортивную школы. Эти еженедельные групповые и индивидуальные занятия, которые, проводятся в увлекательной форме, опытными педагогами, и дают возможность каждому ученику проявить свою старательность, смекалку, услышать похвалу в свой адрес, что еще больше даст стимул хорошо учиться.
Когда ребенок учится в общеобразовательной школе, родители ориентируются, какие предметы любит больше их ребенок, и развивают способности: покупают интересные книги, игры, пособия. Но опять же, это еще только наброски к будущей профессии.
Иногда родители хотят, чтобы их ребенок продолжил профессиональную династию, как правило, такое происходит в профессии врача, учителя, инженера, актера, адвоката, журналиста. С детства ребенку внушают, что он должен отлично учиться, а особенно по тем предметам, которые будут базовыми для поступления. И жизненный опыт родителей здесь играет решающую роль, ребенок с детства понимает особое предназначение профессии, любит ее, потому что в ней работают любимые родители. Родители же с удовольствием передают жизненный и профессиональный опыт детям.
Часто в выборе профессии для ребенка решающей является роль родителей из их представления о престиже, успешности. Неправильно при этом не учитывать мнения ребенка, воплощать в них свои нереализованные мечты. Родителям необходимо научиться уважать и ценить уникальность своего ребенка, развивать способности и не навязывать те специальности, к которым у ребенка нет даже первоначального интереса.
Зачем нужно профессиональное тестирование?
Как правило, в школах, учебных центрах помогают определить способности ребенка с помощью тестирования. Его рационально проводить в 12-14 лет, когда ребенок уже может объяснить себе и другим, почему любит те или иные предметы и как сможет самостоятельно готовиться к поступлению.
В таких учебных центрах работают опытные педагоги-методисты, они помогают сформировать у подростка представления о профессиях, о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к профессии. Педагоги работаю и с родителями, обсуждаются аспекты будущей профессии ребенка, необходимость навыков, поддержка в период становления.
Большую пользу приносят разговоры подростков с теми людьми, кто достиг хороших результатов в профессии, и хорошо, если приглашают подростков на предприятия, в организации, где они непосредственно смогут «вживую» посмотреть производство.
Полезно представителей различных профессий приглашать в школу, чтобы школьники поразмышляли, какова та специальность, которую он выбрал из уст человека, который отдал ей не один год напряженного труда. Хорошо написать после такой встречи сочинение-размышление и перечитать его в различные годы своего становления.
О пользе специализированных школ и классов
Существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их способностей, как правило, перед поступлением туда дети готовятся и проходят тестирование. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам, и успехи детей, которые обучаются в таких школах или классах, гораздо выше, чем их сверстников, обучающихся в обычных средних школах.
В 12-14 лет можно предложить мальчикам поступать в специализированные кадетские классы, здесь педагоги разносторонне развивают личность, прививают хорошие физические навыки, дисциплину.
Бывают профильные школы или классы с углубленным изучением иностранных языков, физики, химии, гуманитарных предметов. Как правило, такие школы (классы) сотрудничают с институтами, что позволяет ребенку достичь высоких результатов и поступать вне конкурса. Кроме того, ребенок будет обучаться с ровесниками, также любящими эти предметы, а единомышленники очень важны в период становления личности.
В любом случае, перед поступлением, стоит подтянуть школьнику все свои оценки, пригласить репетитора, заниматься ежедневно не менее 1-2 часов, чтобы поступить на бюджет и показать высокий результат своих знаний!
А если после школы не поступил, куда хочется?
Не расстраиваться, ведь жизнь не заканчивается! Это касается как родителей, которые могут обвинять ребенка, так и школьника, который будет наивно думать, что это «крах надежд».
В жизни человеку приходится осваивать несколько профессий, и можно вначале закончить учебу в техникуме, колледже, училище, а затем уже поступать в ВУЗ на ту специальность, куда хочется. В жизни много примеров, когда у врачей первое образование – медучилище, у инженеров - ПТУ, у учителей – педколледж, а затем уже образование ВУЗов. И каждый из профессионалов может сказать, что и училось в ВУЗе намного легче, когда обучались не сразу после школы, а пройдя серьезную учебу в училище.
А выбор профессии - лишь начало пути.
Сама же учеба - ежедневный труд, это те ступени, которые намного важнее, чем талант, и с которых начинается путь в любимое дело.