Множество людей заканчивают лечение тем, что подвергшись психотерапии в течение многих месяцев или лет, даже не осознают, что никаких успехов не достигли, пишет Джонатан Алперт, известный психотерапевт, в воскресном Обзоре газеты Нью-Йорк Таймс. В своей статье, доктор Алперт, автор книги “Быть Бесстрашным: Измените Свою Жизнь за 28 Дней” исследует проблемы неэффективной психотерапии, утверждая, что во многих случаях долгосрочное лечение бесполезно. Вот что он пишет:
Терапия может — и должна — сосредотачиваться на целях и результатах, и люди должны быть в состоянии довести свое лечение до конца. В моей практике люди, которые провели годы лечения у других психотерапевтов, после того как пришли ко мне, смогли взглянуть своим страхам прямо в лицо, успокоить свои переживания из-за неприятностей и достигнуть жизненных целей очень быстро — часто в течение нескольких недель.
Почему? Я полагаю, что это - вопрос подхода к человеку. Много пациентов нуждаются в агрессивном враче, который подталкивает их, чтобы настоять на том, что они считают неудобным для себя: перемены. Они нуждаются в мнении врача, совете и структурированных планах действий. Они не должны бесконечно говорить о том, как они себя чувствуют или о своих воспоминаниях из детства. Недавнее исследование, проведенное Institute for Health and Welfare в Финляндии, выявило, что «активные, привлекательные и экстравагантные врачи», в ближайшей перспективе, в состоянии помочь пациентам гораздо быстрее, чем «осторожные и ненавязчивые врачи».
Такой подход, возможно, не является правильным для каждого пациента, но результаты, описанные в финском исследовании, совместимы и с моим опытом.
Если пациентка приезжает ко мне и говорит, что она была недовольна своим близким другом в течение прошлого года, я не спрашиваю, как некоторые психотерапевты спросили бы, “Что Вы чувствуете при этом?” Я уже знаю, как она чувствует себя при этом. Она ведь только что сама сказала мне об этом. Она недовольна. И любой психотерапевт должен сразу понимать пациента. Когда она спрашивает меня, что я ей посоветую и что она должна сделать, я не отвечаю вопросом на вопрос – «А Вы как думаете, что должны сделать?» Если бы она знала что с этим делать, то она не приехала бы ко мне на прием.