Много книг можно сейчас найти о наложницах великих древних правителей. Судьбы у них были разные. Но некоторые наложницы, впоследствии, становились великими правительницами или женами величайших властителей мира.
Статус наложницы предполагал наличие постоянных отношений, подобных брачным, но был ниже, чем статус жены. Практически все правители на Ближнем Востоке имели наложниц, одновременно жестко поддерживая различие
в статусе жены и наложницы.
В Библейских записях можно найти имена наложниц, ставшими, в последствии, родоначальниками целых этнических групп. Так четверо наследников рода Израилева рождены наложницами, которые были служанками жен Иакова. Этот удивительный факт соответствовал древним брачным договорам правителей Ближнего Востока: если жена оказывалась бесплодной, то она обязана была дать мужу одну из своих служанок-наложниц для деторождения. Но, если, впоследствии, жена родит наследника, то он имеет преимущества в престолонаследии перед детьми наложницы.
Наибольший интерес вызывают нравы и обычаи в Древнем Египте. Правителям этой страны полагалось иметь многочисленный гарем. Так, у фараонов имелось несколько гаремов, разбросанных по всей стране. В этом случае, путешествуя по своей стране, фараону не нужно было возить женщин с собой — в каждом дворце его нетерпеливо ожидало множество холеных красавиц. Кстати, состарившихся женщин и тех, кто не нравился фараону, вывозили в самые отдаленные гаремы.
В гаремах фараона проживали не только наложницы и жены правителя, но и их дети, и дальние родственники фараона. Например, в годы правления фараона Аменофиса III, в гареме находилось около тысячи женщин. Для египтянки было высокой честью и большой удачей попасть в гарем правителя. Наложницы обладали правами и не простыми обязанностями в гареме. Многие обитательницы гаремов получали хороший доход с личных поместий, ткацких мастерских, они даже руководили производствами.
Конечно, редко ребенок наложницы становился правителем, ведь преимущества на престол были у многочисленных сыновей официальных жен. Жестокие нравы правящей элиты тех времен приводили к тому, что жизнь наследника подвергалась постоянной опасности. Поэтому неизвестно кому повезло: ребенку наложницы (который неплохо устраивал свою жизнь) или юному фараону.
В гареме жили женщины из разных стран мира. Иногда на женской половине проживали и царские дочери из ближайших государств, присутствие которых гарантировало фараону отсутствие коварных планов соседей в отношении Египта. Фараон позволял этим дочерям правителей сильнейших государств мира называть себя «братом» и создавал иллюзию их равенства себе. Кстати принцессы прибывали к правителю Египта не с пустыми руками: они привозили с собой рабынь, драгоценности и множество подарков фараону. Несмотря на это, иностранные принцессы были на одном уровне с другими, далеко не знатными, наложницами.
Надо сказать, что и при французском дворе всегда царили свободные нравы. Это касается и существование, на вполне законных основаниях, наложниц у «короля-солнца». И если в египетском правящем доме, женщины никогда не вмешивались в политику, то король Франции вполне мог предпринять действия, на основании всплеска эмоций или сексуальных поступков, общаясь со своими возлюбленными. Женское влияние на политику французского короля было огромным.
Как правило, монарх выбирал себе жену, руководствуясь политическими соображениями, но это не мешало ему иметь официальную фаворитку, которую он наряжал и одаривал подарками. Возлюбленная короля жила в монарших покоях и совмещала положение фаворитки, госпожи и наложницы монарха, она рожала королю детей. Учитывая этот «домострой» французского короля, можно с уверенностью сказать, что он являлся многоженцем: наложница-фаворитка и королева жили рядом и давали королю биологическое потомство. И хотя преимущество на занятие трона были у детей короля от законной супруги, в истории неоднократно возникали случаи возведения в высшую власть страны бастардов.
Однако не только правители Ближнего Востока и Европы позволяли себе многоженство. На другом конце света — на Востоке, происходили не менее захватывающие события. К тому же пряный аромат восточной экзотики усиливает впечатления от них. Мало кто знает, что в Китае женщина-наложница более полувека руководила гигантской страной. Как только ее не называли — Милостивая, Мудрая, Лучезарная, Главная, Здоровая, Ясная, Величавая, Долголетняя, Возвышенная, Благодетельная, Охраняемая, Глубокая, Спокойная, Верная, Чтимая, Высочайшая… Но настоящее ее имя было — великая правительница династии Цин, императрица Цыси. Происходила она из семьи обедневшей знати. Имя, данное ей родителями — Ланьэр. Она прекрасно понимала, попав в 1853 году в императорский дворец наложницей, что может никогда не встретиться с господином, так и оставшись вечно в прислугах. В то время императорские наложницы подразделялись на пять разрядов: императорская драгоценная любовница, драгоценная любовница, любовница, сожительница и драгоценный человек. Ланьэр была причислена к самому низшему разряду наложниц.
Неловкая, угловатая девочка с неправильными чертами лица — даже речи не шло о том, что она сможет привлечь внимание императора, искушенного в сексуальных утехах с самыми красивыми женщинами империи. Но она приложила максимум усилий, чтобы изменить ситуацию в свою пользу: стала с рвением учиться танцам и пластическим движениям, читала много книг, научилась ухаживать за своим телом. На все деньги, заработанные ею в гареме, она наняла самую знаменитую куртизанку в городе, чтобы та научила ее эротическим ухищрениям.
Она подкупала близких к императору придворных. И, наконец, ей удалось заманить к себе в шатер стареющего императора. Император был так потрясен ее пением, а также искусством обольщения, что провел вместе со своей забытой наложницей несколько дней. Таким образом, девушка не только обрела новое имя, но и стала одной из жен правителя.
Вместе с повышением своего статуса, Цыси получила доступ к императорской сокровищнице и обрела власть над людьми. Как женщина, она расцвела. Цыси, по признанию очевидцев, была необыкновенно хороша — в возрасте 50 лет, она выглядела на тридцать. Но ее положение все же было шатким. Дело в том, что Цыси долгое время не имела детей и родила своего первенца только в 1856 году, назвав его Тунчжи. Хотя, ходили упорные слухи, что настоящей матерью мальчика была наложница по имени Сянфэна, убитая сразу после родов.
Цыси отличалась непомерной жестокостью в отношении наложниц императора — она убивала тех, кто становился близок императору. Цыси очень быстро поменяла всю прислугу и охрану во дворце. Главным критерием отбора была личная преданность ей лично. После внезапной и трагической смерти императора, Цыси получает титул Великой императрицы Поднебесной.
Прошли годы. Настало время сыну императора забрать у матери бразды правления государством. Но практически сразу, после вступления на престол юный правитель Тунчжи скоропостижно скончался. Ходили слухи, что он был убит по приказу матери. Цыси поспешила назначить очередным императором своего племянника, а сама стала регентшей.
Полвека она была полноправной правительницей Китая. Она безжалостно расправлялась со своими врагами. Годы ее правления ознаменовались кровопролитными войнами и восстаниями. Однажды она приказала обстрелять из пушек каталический собор, находившийся в центре Пекина. Ее не волновало, что тогда погибли женщины и дети, пальба прекратилась только после того, как она пожаловалась на головную боль от шума выстрелов. Страна отставала в экономике и технике, авторитет ее падал день ото дня. Во время «боксерского восстания» Цыси приказала уничтожать иностранцев, которых она считала угрозой древним китайским традициям. Иностранные державы послали войска, для спасения своих граждан. Императрица бежала. Деньги и власть она потеряла. В стране начался хаос.
После подавления «боксерского восстания» союзными войсками, ей предложили вернуться на престол, но с условием проведения реформ под контролем Запада. В преклонном возрасте Цыси увлеклась наркотиками. Говорили, что именно таким способом она пыталась изгнать из памяти все кровавые ужасы своего правления. Но, несмотря на то, что всю жизнь она была полновластной правительницей Китая, она часто вспоминала время, когда была просто наложницей великого императора и до конца жизни носила, не снимая жемчужные сережки, подаренные им.