В последние дни ноября, когда наконец-то задождило, и все вокруг обрадовалось естественным влагозарядковым поливам, я предлагаю вам, прогуляться сегодня по осеннему Никитскому ботаническому саду и полюбоваться деревьями и кустарниками, которые украшены самыми разнообразными плодами.
«Горят» кусты нанадины домашней (Nandina domestica) из одноименного семейства нандиновых – восточной красавицы, родом из Японии и Центрального Китая. Её ярко-красные сухие плоды, словно коралловые бусы, являются главным осенним украшением этого вечнозеленого кустарника; висеть они будут долго, до самой весны. Как же так? — спросите вы, увидев на фотографии её красные листья. Она же вечнозеленая! И этот, на первый взгляд, парадокс является биологической особенностью нандины – её листья на зиму, на открытых солнечных местах, краснеют!
Красавицу нандину поддерживает своим огненным оранжево-красным плодоношением пираканта гибридная (Pyracantha x hybrida ‘Moxave’). Благодаря некоторой «лиановидности» её можно использовать для декорирования пристенных решёток.
В самых разных уголках Сада, словно гламурные «красные сережки», висят плоды у барбарисов. Коллекция этих неприхотливых кустарников насчитывает более 60 видов. Высокий барбарис Джеймса (Berberis jamesiana) плодоносит всегда обильно. Его светло-красные плоды придают растению необычайно эффектный вид.
Не менее приметны сейчас и кизильники, усыпанные красными, темно-вишневыми, почти черными плодами. Среди них красавец кизильник двухрядный (Cotoneaster distichus) – невысокий полувечнозеленый кустарник из Гималаев и Юго-Западного Китая. Довольно засухоустойчив и пригоден для каменистых садов.
Среди южной экзотики хорош сейчас шинус терпентинолистный или фисташколистный, бразильский перец (Schinus terebinthifolius) из Чили. Как и некоторые другие представители семейства сумаховых, шинус фисташколистный выделяет ароматный сок, способный вызвать ожоги кожи. Сушеные плоды шинуса используют как пряность — розовый или красный перец, подобно черному перцу. При употреблении рекомендуется соблюдать умеренность, т.к. плоды слегка токсичны и их употребление в больших количествах способно вызвать отравление. Но, к сожалению, он не зимостоек, даже на Южном берегу Крыма в суровые зимы может вымерзать прирост последних 3-х лет и в значительной мере повреждаться многолетние ветви кроны.
Роскошны в осеннем саду и вот эти два средиземноморских дерева — земляничник мелкоплодный (Arbutus andrachne) и земляничник крупноплодный (Arbutus unedo).
Тёмно-фиолетовые, почти чёрные плоды характерны бирючине китайской (Ligustrum sinense). Их настолько много, что, несмотря на неброскую окраску, «бирючиновый наряд» словно тяжелый бархат смотрится шикарно.
Настоящим фаворитом фиолетового цвета является красивоплодник Бодиньера (Callicarpa bodinieri). Именно ради таких, необычного цвета, плодов культивируют этот теплолюбивый кустарник и его близких родственников – красивоплодник американский, к. японский, к. двухвильчатый.
Прячутся в вечнозеленых листьях саркококки низкой (Sarcococca humilis) её темно-багровые плоды-костянки. Это родственница известного многим самшита вечнозеленого. Её любят на юге и с успехом используют для тенистых бордюров.
Словно черные бусинки рассыпались по полувечнозеленому кустарнику — зверобою большому (Hypericum ascyron) его плоды-коробочки, похожие на черные ягоды, эффектно торчащие вверх на звездчатых чашечках. Мимо такое осеннего украшения не пройдешь мимо.
Плющ крымский (Hedera helix var. taurica), который еще недавно цвел, уже местами в украшении своих неброских плодов.
Гроздями висят на женских экземплярах пальмы китайской веерной (Trachycarpus fortunei) её плоды – сухие синевато-черные костянки, внешне очень напоминающие мелкий виноград. Опадая, они дают обильный самосев!
Необычна форма плодов маклюры оранжевой (Maclura pomifera), напоминающая футбольный мяч.
При малейшем дуновении ветра колышутся сухие бобы альбиции ленкоранской или акации шелковистой (Albizia julibrissin).
Крепко на лиане — клематисе виногралистном (Clematis vitalba) держатся семена с «пушистиками».
Висят еще и плоды — ягоды на хурме виргинской (Diospyros virginiana). Интересно, что полное плодоношение у этого вида наступает на 9-м году жизни, при этом отплодоносившие ветви в массе отмирают и опадают!
А вот это плод магнолии крупноцветковой (Magnolia grandiflora). Ботаники его характеризуют как крупную шишкоподобную многолистовку. Когда створки листовки растрескиваются, то из неё на длинной красной нити повисает семя.
Любуешься плодами деревьев и кустарников в осеннем Никитском ботаническом саду, и не перестаешь удивляться…