Лет десять назад подобную гипотетическую ситуацию использовали бы в качестве иллюстрации, показывающей к чему может привести перенос законов “копирайта” из области цифровых явлений в реальную жизнь. Теперь ситуация перестаёт быть гипотетической: в Штатах производители сельскохозяйственной техники настаивают на том, что купившие трактор фермеры, может, и получают какие-то детали трактора в собственность, но только не трактор в целом, потому что используемое программное обеспечение лишь передаётся в пользование по лицензии. В статье по ссылке ситуация передана с некоторым преувеличением: пока что явно право собственности на трактор не отбирают, но идёт всё именно к этом – тут сложно поспорить.
Юридическая база, подводимая под преобразование прав фермеров, строится вокруг программного обеспечения, которое управляет трактором: без программного кода машина не работает, а программный код подпадает под “законы о копирайте”. Всё это повторяет ограничения на анализ и пересборку смартфонов, но только теперь касается тракторов и, как получается, последующего отъёма прав собственности у фермеров. Последние в скором времени не смогут сами обслуживать свои трактора или, скажем, выводить их в поле, если производитель решит, что сейчас не подходящее время. (Да и топливо нужно будет заливать только сертифицированное.)
Посмотрите, что получается – осталось сделать всего пару шагов и у граждан, так сказать, капиталистических государств, не останется фактических прав собственности на средства производства: фермер, покупая трактор, не получает его в собственность, а лишь приобретает ограниченную лицензию на управление трактором. Конечно, в качестве реакции на такое положение дел могут появиться различные “открытые платформы”, в том числе, касающиеся и механических устройств, вплоть до тракторов. Вот только когда, с какими затратами?