Растущие дети –процесс, требующий тонкой балансировки. Каждый день родителей бомбардируют диаметрально противоположными инструкциями и разного рода страшилками. Родители, естественно, хотят сделать лучшее для своих детей и быть уверенны, что их дети вырастут умными, сильными, здоровыми, счастливыми и успешными.
К сожалению, страх часто мешает родителям поддерживать сбалансированность жизни своих детей. Стремление записаться в самый лучший класс или посетить лучший лагерь говорит о том, что родители забывают о самом главном – о произвольных играх.
Раньше родители начинали думать о подходящем колледже и перспективах профессии начиная со старших классов. Затем это стало происходить уже в средней школе. Теперь родители начинают беспокоиться об успешной карьере детей с дошкольного возраста.
Но непрерывная работа и отсутствие игр вводит ребёнка в стрессовое состояние. Активность по расписанию сама по себе не плоха и также важна, как и произвольные игры. Оба вида активности являются здоровыми альтернативами пассивному и сидячему образу жизни. Но слишком строгие рамки расписания могут вызвать у ребёнка тяжёлый стресс. В отсутствие возможности расслабиться и предаться произвольным играм дети не могут в полной мере восстановить и пополнить свои силы.
Как и у взрослых, стресс у детей может отрицательно влиять на всё, начиная с настроения и кончая физическим здоровьем. Устойчивость к стрессу у каждого ребёнка своя, так что необходимо внимательно следить за его симптомами.
Заорганизованные дети не только испытывают отрицательные последствия стресса, но и упускают много позитивных, развивающих преимуществ произвольной игры, которая стимулирует их творческое начало, воображение, ловкость, физическую и эмоциональную силу. Игра необходима для здорового развития мозга.
Произвольные игры предоставляют детям свободу обучения и взаимодействия с миром в своём собственном темпе. Предоставленные самим себе, они учатся рисковать, побеждать собственные страхи, определять причину и следствие. Свободная игра со сверстниками даёт детям возможность придумывать собственные игры, учит взаимодействию с окружающими. Свобода использования своей силы позволяет детям узнать собственные предпочтения, что затем поможет в нахождении структурной модели активности, основанной на личностных интересах.
В произвольные игры можно играть повсюду: снаружи и внутри помещений, в открытом поле, по дороге. Однако, согласно результатам последних исследований, примерно у 59% родителей нет достаточного пространства для детских игр вблизи дома. Есть данные, что сейчас количество игр на открытом воздухе уменьшилось на 50%. Запланированные мероприятия и слишком активные родители могут затормозить обретение детьми уверенности и независимости, но это не значит, что родители должны быть полностью против произвольных игр. Если родители присоединяются к детской игре, у них возникает уникальная возможность увидеть мир глазами своего ребёнка. В таком случае взаимодействие с детьми часто не вербальное. Участи в игре и предоставление в ней ребёнку лидирующих позиций даёт возможность глубже заглянуть во внутренний мир ребёнка, что невозможно в процессе обычных разговоров.
Важно помнить, что участие родителей в игре — это особый процесс. Предоставление инициативы ребёнку поддерживает его автономность, так необходимую для роста и развития, а родительская любовь поддерживает связь ребёнок – родители. В случае необходимости родители могут, конечно, обезопасить игры детей, но при этом разделяя их веселье.
Всем детям необходимо играть в произвольные и организованные игры, при этом только родители должны знать, каков идеальный баланс для их ребёнка. Поощрение обоих типов игр обезопасит ребёнка от стресса.