В любом возрасте, в любой стране дамы хотят производить впечатление, и советские женщины не были исключением. Правда, в СССР путь к красоте оказался уж очень тернистым.
Сразу после революции правительство озаботилось вопросом равноправия мужчины и женщины. Однако вскоре стало ясно, что далеко не всем советским гражданкам нравится ходить в шинелях и носить солдатские стрижки. Оказывается, большинство предпочитают платья, красивые причёски и — о, ужас! — хотят пользоваться косметикой, ведь в СССР она имелась лишь у жён дипломатов.
Власти пошли навстречу пожеланиям женщин: в 1938 году в Москве появился Институт косметики и гигиены. Другое дело, что столь серьёзное предприятие занималось исключительно средствами гигиены — мылом, зубным порошком, вазелином, а косметика присутствовала лишь в названии учреждения. О тенях для век, помадах, кремах, придающих гладкость коже, румянах и прочих атрибутах красоты оставалось только мечтать.
Накраситься — раз плюнуть!
Некий прорыв в этой области наметился в 1960-е годы. Фабрики «Свобода» и «Новая Заря» начали выпускать продукты, пусть и далёкие от французских эталонов, но уже имевшие право называться тушью для ресниц, помадой и тенями для век.
Что представляла собой ленинградская тушь стоимостью 55 копеек, многие наверняка помнят. А тем, кто не помнит или не знает, стоит посмотреть фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Там одна из героинь (помните «Алло, Вава?! Ты сейчас упадёшь…»?) красит ресницы, предварительно плюнув в коробочку с брикетом той самой туши. К слову, тушь так и называли — «плевалка».
Издали глаза, накрашенные тушью-«плевалкой», смотрелись неплохо, почти как у кинозвезды. Но стоило подойти поближе, как «киношные» ресницы превращались в «паучьи лапы». К тому же эта тушь текла при малейшей влажности, щипала глаза и быстро осыпалась.
Советские помады, тональные кремы и пудры тоже не могли похвастаться стойкостью. А потому наши женщины, с утра лишь слегка подкрасившись, весь свой «арсенал» уносили с собой в сумочке. Пережив ужасы путешествия в общественном транспорте, по прибытии на работу дамы первый час трудового дня тратили на то, чтобы привести себя в порядок и уже капитально накраситься на весь предстоящий день.
Этот процесс ярко показан в замечательном фильме «Служебный роман».
Не всё так плохо
«Эти духи ты подаришь моей маме. Она просто обожает «Красную Москву»!» — это уже цитата из фильма «Покровские ворота». Женщины действительно любили этот аромат. Ведь «Красная Москва» — прямая наследница духов под названием «Любимый букет императрицы», выпущенных фабрикой Брокара к 300-летию дома Романовых. Их создатель Август Мишель после революции остался в СССР и многое сделал для того, чтобы фабрика возобновила работу. А «Любимый букет…» в 1925 году просто переименовали в «Красную Москву».
Ещё одно популярное средство — болгарский шампунь «Кря-Кря» появился в СССР в 1975 году. В жёлтом флаконе с красной крышкой и нарисованным красным утёнком он отличался насыщенным фруктовым запахом, и его хотелось попробовать на вкус. При этом шампунь прекрасно промывал волосы и не щипал глаза, что вполне устраивало и взрослых, и детей.
В конце 1980-х годов в СССР хлынул поток косметики из Таиланда, Индии и Сингапура. Но особой популярностью пользовались итальянские наборы Pupa («Пупа»). Правда, поговаривали, что эту косметику выпускают для маленьких девочек, чтобы те учились наносить макияж на своих куклах. Но советских женщин никакие слухи не смущали.
Мастер ножниц
Если помада стерлась, её можно нанести заново, глаза — подкрасить, а вот с неудачной стрижкой такой номер не пройдёт.
Чтобы сделать хорошую причёску, нужно было пройти семь кругов ада. В первую очередь — найти «своего» мастера, настоящего профессионала. Договориться с ним, записаться в очередь, после чего — если работа мастера хороша и у клиентки возникнет необходимость прийти ещё (а она обязательно возникнет) — заплатить ему сверху. А какие очереди были в женских парикмахерских, особенно накануне праздников!…
Сначала мастер долго колдовал над непокорными прядями клиентки, прикрывал или открывал уши, делал «химию», красил. После всех необходимых манипуляций, занимавших уйму времени, отправлял измученную стремлением к красоте женщину под «колпак» — большой стационарный фен, который включался, когда садишься на стоящий под ним стул, и выключался, стоило только встать. Процесс сушки волос длился долго, фен шумел, но утомлённые дамы даже умудрялись заснуть, засунув голову в ревущий агрегат.
Кстати, об окраске. Крашеные волосы вошли в моду лишь в начале 1960-х годов. Химических красителей в продаже ещё не было, и дамы смешивали в разных пропорциях хну и басму, чтобы получить желаемый оттенок — от рыжего до угольно-чёрного. Трудоёмко, неудобно, быстро смывается… Неудивительно, что когда в конце 1960-х годов в продаже появилась первая стойкая краска для волос из ГДР, советские женщины ликовали…
А в 1970-х годах начался бум на парики. В основном их привозили из-за границы и продавали «с рук» — естественно, за немалые деньги. Но модниц это не останавливало: заплатив кругленькую сумму, отныне они освобождались от необходимости каждый день делать причёску. В конце дня сняла парик, надела на банку, причесала, а утром снова водрузила эту красоту на голову. Никаких хлопот!…
«Московская красавица»
Считается, что первый отечественный конкурс красоты прошёл в 1988 году. Но это не совсем так. «А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поёт о нас страна!» — кто из мужчин не мчался к телевизору, заслышав эту задорную телезаставку?
Передача «А ну-ка, девушки!» впервые вышла в эфир 24 января 1970 года. В ней самые красивые девушки Союза демонстрировали не тела в купальниках, как это было принято на Западе, а профессиональные навыки и умения, спортивную подготовку и интеллект. Они читали стихи, пели, танцевали. Передача пользовалась бешеной популярностью, холостяки мечтали познакомиться с телекрасавицами для создания семьи…
Жаль, что конкурс красоты «Московская красавица» 1988 года был практически полностью построен по западному, далеко не лучшему образцу. Кроме открытых купальников, в памяти мало что о нём осталось, да и победительниц выбирали несколько странно. Одной финалистке помешало отсутствие московской прописки, другой — неблагозвучная фамилия. Третья оказалась замужем и с детьми, что выяснилось только под конец. Но, с другой стороны, победительница получала звание «мисс Москва», а при наличии мужа с детьми она уже считалась «миссис».
В результате лучшей была признана десятиклассница Маша Калинина, чьи фотографии тут же разошлись по обложкам СМИ, включая журнал «Бурда моден». Сразу после конкурса компания «Бурда» заключила с Машей контракт, который оказался настолько кабальным, что она впоследствии с огромным трудом от него избавилась.