На сегодняшний день в России насчитывается более 100 тысяч садоводческих и дачных объединений граждан. Нигде в мире больше нет такого явления, которое для нашей страны носит характер массового. Россияне, которые в силу тех или иных причин, не могут жить за городом, стремятся приобрести участок хотя бы для отдыха.
При этом дача теперь – это не просто небольшой домик с одной комнатой, вмещающий и предметы утвари, и садовый инвентарь. По степени комфортности иная садовая недвижимость вполне может соревноваться с городскими квартирами. Мобильные кондиционеры, спутниковые антенны, посудомоечные и стиральные машины – все это вполне можно встретить в самом обычном дачном «домике», площадью 200 квадратных метров (а подчас на территории садовых обществ возводятся дворцы и побольше).
Одним словом, сегодня дачные объединения граждан претерпели определенные изменения. Так, к примеру, пару лет назад Конституционным судом РФ было принято решение, разрешающее регистрацию по месту жительства на территории дачного общества. Разумеется, это возможно лишь при условии, что такая постройка пригодна для жизни. То есть для того, чтобы недвижимость была признана жилой, необходимо для начала приобрести газовые отопительные котлы, провести электричество, позаботиться о водоснабжении. Однако сам факт возможности регистрации по месту жительства в садовом доме, говорит о многом.
И все же, несмотря на это, проблем у дачных объединений по-прежнему немало. Наибольший ущерб был им причинен в результате ускоренного выхода из-под федерального управления. Нельзя не отметить крайне медленную и недостаточно подготовленную передачу контроля на региональный и местный уровни.
В свое время, когда садоводчество только начало активно развиваться, в качестве его соорганизатора выступило государство. Оно делегировало часть своих полномочий производственным организациям. Те должны были брать шефство над садовыми товариществами. Именно предприятия в советские годы строили в садоводческих обществах дороги, проводили электричество и т.д. Сегодня же дачные объединения остались без весьма существенной поддержки, они вынуждены решать свои проблемы самостоятельно.
Уже в самые первые годы строительства новой социально-экономической парадигмы контроль над деятельностью рассматриваемого движения со стороны государства был полностью утерян. Оно осталось без необходимой организационной и финансовой поддержки.
Все это, а также нестабильное экономическое положение граждан, и привело в результате к резкому ухудшению садоводческого и дачного дела в нашей стране.
Нельзя не признать также и того факта, что государство практически переложило обязанность по проведению реформы на самих дачников. Все расходы по приватизации земельных участков несут сами владельцы. По мнению многих экспертов, это был неправильный ход.
Более того, сегодня правитльство практически утратило контроль над этим движением и никак его не развивает. Справедливости ради, правда, приходится отметить, что законодатель предусмотрел право органов местного самоуправления на введение в штат специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства. Однако, согласитесь, в условиях ограниченных финансовых возможностей местных администраций, вряд ли кто-то станет добровольно развивать подобное направление.
И все же, несмотря ни на что дачные и садовые общества существуют. Строятся дома, приобретаются для них электрические отопительные котлы, проводятся водо- и газопроводы. Вот только все это происходит уже исключительно за счет самих дачников. Участие государства в этих мероприятиях минимально, если не сказать больше.
Все это не позволяет нам дать положительную оценку деятельности исполнительной и законодательной властей в области рассматриваемой здесь проблемы. Увы, но сегодня интересы граждан, временно проживающих на своих дачах не «пересекаются» с административной политикой государства.
Очень бы хотелось верить в то, что это явление носит временный харктер. Во всяком случае, определенные надежны на коренное изменение сложившейся ситуации, у нас имеются. Проблемы дачников не могут остаться незамеченными, ведь это движение, как уже отмечалось, носит характер массового, и игнорировать интересы столь обширного слоя населения и дальше уже просто невозможно.