За 6 веков строительства здание собора обросло множеством великолепных архитектурных деталей, а заодно ещё и изрядным количеством легенд и тайн. И самая первая из них — кому на самом деле посвящён собор? Раннехристианскому святому Биту или западнославянскому богу Святовиту?
Королевский подарок
Считается, что первый храм на месте нынешнего собора Святого Вита построил в 925 году чешский князь Вацлав. Эта церковь была освящена в честь святого Вита, потому что незадолго до того восточнофранкский король Генрих I подарил Вацлаву десницу этого святого. Видимо, в благодарность за то, что князь признал его своим сюзереном. Генрих, прозванный Птицеловом, вообще активно обращал славян-язычников в христианство. Его друг и вассал князь Вацлав тоже был человеком глубоко верующим. А вот население Чехии на тот момент в большинстве своём поклонялось старым богам и ни про какого святого Вита слыхом не слыхивало. Зато бога войны и победы Святовита знало и издревле почитало. Возможно, именно этим объясняется то, что к мощам никому не известного святого потянулся народ, и новая церковь в Пражском Граде довольно скоро стала известна в округе. Остаётся догадываться — было ли это хитростью Вацлава, воспользовавшегося созвучием имён и таким образом мирно и ненавязчиво подтолкнувшего чехов к христианству, или же мы имеем дело с простым совпадением.
Впрочем, даже если это было сделано намеренно, не все на эту уловку клюнули. Известно, что по крайней мере до середины 11-го столетия население Пражского Града состояло наполовину из язычников.
Некоторые исследователи предполагают, что возможен и такой вариант — церковь Святого Вита изначально была построена на месте капища Святовита (или, как его ещё называют, Свентовита). Учитывая, что производились такие «подмены» постоянно, версия вполне реалистичная. Тем более что все известные капища этого божества были расположены в похожих местах — на возвышении, окружённые глубокими оврагами или обрывистыми склонами.
Однако подтверждений этой версии нет. На месте собора не найдено никаких артефактов, связанных с языческим культом, в то время как в капище Святовита в Германии их сохранилось довольно много, поскольку пожертвования для жертвоприношений на алтарь Святовита на острове Рюген присылались изо всех славянских земель. Об этом мы знаем из «Славянской хроники» миссионера Гельмольда, написанной в 12-м веке.
Независимо от того, был ли Святовит «подменён» на святого Вита или последний сам чем-то заинтересовал чехов, здесь утвердилось почитание этого сицилийского святого. Нужно отметить, что, кроме Чехии, святой Вит нигде так широко не известен. Разве что в Германии в Средние века было несколько храмов и монастырей, освящённых в его честь. Собственно, оттуда культ и пришёл к чехам вместе с частицей святых мощей. А в Германию он, в свою очередь, попал из Италии — с родины святого.
Три преображения храма
От ротонды, построенной князем Вацлавом, сегодня мало что сохранилось, потому что в 1060 году князь Спытигнев II решил возвести более просторную церковь. Южную часть старого храма трогать не стали, ведь там находилась могила святого Вацлава. А на месте остального здания построили романскую трёхнефную базилику с боковыми крыльями, двумя хорами и парой башен, соединённых с западным трансептом. Она служила для коронации и погребения чешских князей вплоть до начала 14-го века.
В том же 1060 году была основана Пражская епархия, поэтому с юга от новой церкви был построен особняк епископа. В середине следующего столетия он был значительно увеличен и расширен, но в целом хорошо сохранился до наших дней. Чего не скажешь о церкви!
В 1344 году Пражская епархия была преобразована в архиепископство, и маркграф Моравии Карл IV Люксембургский решил, что самое время отгрохать на месте старой церкви собор. У этого будущего короля Германии и Чехии вообще было много идей по переустройству Праги: он и знаменитый Карлов мост построил, и первый в империи университет…
Первым архитектором нового собора был француз Матиас Аррасский, выписанный из папского дворца в Авиньоне. Матиас разработал проект в соответствии с канонами французского готического стиля: базилика с тремя нефами, аркбутанами, короткий трансепт, пятиярусный хор и десятиугольная апсида с галереей и расходящиеся лучами часовни. Однако увидеть всю эту красоту не успел — умер. Его место занял 23-летний Петер Парлер. Он воплотил все, что наметил его предшественник, а потом привнёс собственные идеи. Для второй половины 14-го века они были новаторскими! Парлер создал для хора уникальные решетчатые своды, позже названные парлеровскими. Они имели двойные диагональные балки, которые не только значительно усиливали свод и позволили сделать его 33-метровой высоты, но и придавали выразительный вид потолку. А ещё он сделал оригинальные оконные узоры, которые нигде не повторялись.
Второй архитектор также не увидел собор целиком. В 1399 году Петер Парлер умер, и дело продолжили его сыновья — Венцель и Йоханнес. При них была построена 96-метровая башня на южной стороне. А так же фронтон, который соединяет эту башню с южным трансептом. Его чаще всего называют «Золотыми Воротами» — именно через них короли входили в собор на церемониях коронации. Этот фронтон украшен золотой мозаикой с изображением Страшного суда, выполненной венецианскими мастерами.
Увы, на этом строительство остановилось, потому что в 1419 году начались Гуситские войны. Обстановка собора, картины и скульптуры сильно пострадали, поскольку гуситы были иконоборцами. На обходной галерее есть даже два барельефа, изображающих разграбление собора. Он мог быть и вовсе уничтожен, если верить легенде. Потому как после битвы на Белой горе гуситы решили уничтожить храм Святого Вита. Но только один из них дотронулся до алтаря Святого Вита, как тут же замертво упал на землю, а его соучастники навсегда стали калеками.
Семь ключей от сокровищницы
Целый век собор стоял недостроенным. В середине 15-го века король Владислав Ягеллон хотел завершить работы, но ему не хватило средств. Попытки закончить собор предпринимались и позже, но все они были безуспешны. И привели лишь к тому, что у готического здания появились элементы барокко. Например, барочный шпиль южной башни и большой орган в северном крыле трансепта.
Все шесть столетий службы в соборе велись, хоть он и не был завершён. Стоял без большой башни и трансепта, без нефа с тремя приделами — вместо них были временные стены. Снаружи выглядел собор отнюдь не так величественно, как сейчас, зато внутри он впечатлял. Особенно часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи! Петер Парлер успел её закончить. Нижняя часть стен часовни украшена 1300 полудрагоценными камнями и картинами о Страстях Христовых. А верхняя расписана картинами о жизни святого. В средней части стены установлена готическая статуя святого Вацлава работы Индржиха Парлера — племянника Петера.
Маленькая дверь с семью замками в юго-западном углу часовни ведёт в Коронный зал, где хранятся сокровища чешской короны. Это корона Карла IV с футляром и подушкой, королевский скипетр с футляром, королевская держава с футляром и коронационные одеяния — плащ, украшенный горностаем, пояс, накидка и манипула. Для того чтобы открыть Коронный зал, требуется присутствие держателей всех семи ключей.
В течение всего 19-го века обсуждалась идея достроить собор. И в 1844 году каноник Вацлав Песина и архитектор Йозеф Краннер перешли от слов к делу. На съезде немецких архитекторов в Праге они представили программу реконструкции и завершения собора Святого Вита. Программа была принята, и, приступив к работе, Йозеф Краннер первым делом избавился от художественных элементов в стиле барокко, которые считал ненужными. Больше он сделать ничего особо не успел, и после его смерти реконструкцию возглавил архитектор Йосеф Моцкер. Именно он спроектировал западный фасад в типичном классическом готическом стиле с двумя 82-метровыми башнями.
Лишь в 1929 году собор был закончен. Не верится, что один из лучших образцов готики был построен в 20-м веке, но это так!