Ключевое, решающее значение для развития архитектуры Москвы в годы второй и третьей пятилеток имела разработка Генерального плана города. В 1933 г. для его создания были организованы планировочные мастерские. Работу над планом возглавили опытнейший градостроитель В. Семенов и архитектор С. Чернышев. Выполненный этим коллективом Генеральный план. Тем самым были подведены итоги долгим дискуссиям. Город получил, наконец, детально разработанный регулирующий документ — основу для решения любых конкретных проблем строительства в интересах гармоничного развития всей его громадной системы.
Создателями плана были отвергнуты крайности — как предложения законсервировать старую Москву, превратить ее в музей и тем самым омертвить, развивая «живой» город за ее пределами, так и предложения снести сложившийся город и строить на его месте по новому плану. В постановлении о Генеральном плане подчеркивалась необходимость «исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей».
При разработке нового Генерального плана архитекторы исходили из того, что дальнейшая концентрация производственных мощностей в Москве нецелесообразна и в ней не будут создаваться новые предприятия, не предназначенные непосредственно для обслуживания нужд города. Это позволяло снизить темп роста столицы, число жителей которой к началу 1935 г. уже достигло 3,6 млн. человек (т. е. почти удвоилось с 1925 г.), и избежать нецелесообразной сверхконцентрации населения.