Споры по поводу почерка были в методике преподавания грамоты всегда. Основные мнения по этому вопросу до сих пор полярны. Педагогика предполагает, что формирование хорошего почерка ведет за собой хорошее развитие ребенка. Многие современные родители уверены, что, напротив, почерк не важен и никакого влияния на развитие не оказывает. Психологи утверждают, что почерк -
отражение характера человека. Истина, как всегда, где-то посередине.
Обучение каллиграфии – это еще и воспитание ребенка
Оказывается, чем красивее и аккуратнее пишет человек, тем больше он ценит других людей, их время, внимание. Но здесь существует другая крайность - ребенок может перестать думать о смысле слов, важнее для него станет то, как выводит буквы - красиво или нет? Вот почему важно, обучая письму, учить школьника думать, логически рассуждать, не изнуряя, а увлекая, заинтересовывая. Однако зачастую, как бы учитель ни старался, из тридцати учеников в классе лишь двое оказываются способны писать аккуратно, красиво и правильно.
Исследования в области физиологии, психологии и педагогики показали, почему ребенок не может писать каллиграфическим почерком. Физиологи пришли к следующим выводам.
Ребенок не сможет писать красиво, если он в процессе письма:
- поджимает ноги, наваливается на стол грудной клеткой;
- слишком сильно склоняется над тетрадкой;
- выдвигает левое плечо, засовывает левую руку (кисть) подмышку другой руки, опора для головы при этом - левая рука;
- неверно располагает на столе правую руку: локоть чересчур сильно отводится вправо, прижимается к телу или сильно опущен вниз;
- наклоняет голову к плечам;
- слишком напряжен и скован.
Современные дети, с одной стороны, более развиты по сравнению с предыдущими поколениями - сказывается изобилие информации и компьютерная грамотность, прививаемая "с пеленок". Сегодня популярно обучение иностранным языкам с возраста детского сада: изучение английского через скайп, общение на иностранном языке с репетитором, так называемое погружение в языковую среду - не редкость уже в возрасте ребенка 4-5 лет. В окружающем мире столько всего интересного! Именно поэтому нередко у детей отсутствует мотивация к тому, чтобы в школе учиться аккуратно писать. Ученик оказывается не заинтересованным делом каллиграфии, ему оно кажется скучным и утомительным. На самом деле, редко можно встретить ребенка, которому в начальных классах нравится писать. А ведь это новая коммуникативная функция, которая кажется детям ненужной. Школьник начальных классов часто просто не желает учиться писать красиво, не понимая, зачем ему это нужно? Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса к такому занятию.
Тетрадь ребенка быстро становится «грязной» и неинтересной: уголки загнуты, истерты, записи делаются неаккуратно, много ошибок;
нет графического навыка, соответственно, отсутствует ситуация успеха: ребенок не видит результата от затраченных усилий; рука во время письма движется неправильно: овалы пишутся не в том направлении, петельки у букв загибаются не в ту сторону (ученику нужно наглядно показывать, как надо водить рукой, простого объяснения здесь недостаточно). Быстрое утомление из-за слишком сильного напряжения мышц плеча ведет к чересчур мелкому, растянутому или укрупненному написанию букв. Чем дольше ученик пишет, тем более корявым становится его почерк. Исправить такой почерк весьма трудно. Нужно работать над расслаблением мышц во время письма.
Важную роль в обучении ребенка письму играет и учитель начальных классов, и родители. Что нужно знать родителям, чтобы сформировать у ребенка умение писать красиво?
Уметь создавать вдохновляющую на работу ситуацию успеха: «Какая у тебя «а» красивая получилась, ты молодец!» - обязательно хвалим, проверяя тетради, даже если все остальные буквы, кроме «а», написаны коряво. Ребенок в дальнейшем будет стараться писать другие буквы так же аккуратно, как ту, за которую получил похвалу.
Для улучшения почерка можно использовать кальку или специальные тренажеры для письма. Через нее обводятся буквы, начертанные в прописях. Не нужно требовать от ребенка при этом безотрывного письма, пусть отдыхает после каждой буковки хотя бы пару секунд. Так он меньше утомится в процессе занятия.
Заинтересовывайте ребенка, ему не должно быть скучно. Можно писать маленькие сочинения о том, как прошел день, какой мультик посмотрели и т.д. Покажите папе или бабушке написанное эссе, чтобы мысли ребенка не остались незамеченными. Так он научится не только красиво писать внешне, он будет учиться строить предложения, выражая свои мысли. Такая практика оказывается важной для многих предметов, не только для письма. Умение строить и выражать мысли важно для всех устных предметов, преподаваемых в школе, а также для иностранных языков: будь то стандартное обучение или английский для школьников по скайпу,
Чтобы почерк был красивым, нужен частый массаж кончиков пальцев. Способствует этому рисование, плетение из бисера, создание фигурок из пластилина, вязание, пальчиковая гимнастика.
Помогите своему ребенку стать успешным, развив его почерк. Каллиграфический почерк - показатель того, что ребенок трудолюбив и аккуратен, что, естественно, вызывает уважение к ученику у учителя.