Сегодня немало пишут о положении детей в нашей стране, в том числе и о наших детских домах. Поэтому и решил ознакомить почтенную публику с жизнью в детских домах по материалам специального журнала, который издавался в СССР в 1929-1930 годах.
«Отличительные черты американских детских домов – устройство их с соблюдением гигиенических условий. Много света, воздуха и безукоризненная чистота. Веселый, радостный приятный вид, и жизнерадостная обстановка, но без мещанского уюта, порой грустного, чем отличаются немецкие учреждения. Достигается это подбором мебели, расстановкой ее, окраской стен, выбором картин, цветами. Там нет казенщины и не пахнет щами.
Почти все детские учреждения помещаются в специально выстроенных для этого зданиях. Благотворительному учреждению не может быть дано разрешения на открытие детского учреждения, если оно не имеет для этого детского учреждения здания, удовлетворяющего определенным требованиям. Располагаются детские учреждения на окраине города или за городом.
Общим для всех учреждений является шефство над ними Советов из специально выборных общественных деятелей или благотворителей, жертвователей, перед которыми они отчитываются, помимо отчетности в общем порядке. Но это шефство проводится не в порядке общественной инициативы, а в порядке заинтересованности отдельных лиц. Не обязательно связано оно и с денежной помощью.
В настоящее время предупреждение детской беспризорности посредством помощи семьям и общественной поддержке нуждающихся детей в чужих семьях повлекла определенное сокращение числа детей в детских учреждениях.
Принципом работы американского детского учреждения является такая организация детского учреждения, которая позволила бы провести обучение, образование, профессиональную подготовку, развлечение, воспитание (моральное, религиозное, физическое).
Так как не все американские семьи идеальные и многое из них распадаются, то в США ищут формы учреждений в наибольшей степени приближающихся к семье.
Такими учреждениями являются учреждения типа коттеджей, в которых больше, чем в других, имеется возможность провести семейный принцип.
Учреждение типа коттеджей располагается в отдельных небольших домиках в два этажа. При каждом домике имеется терраса. На нижнем этаже две комнаты и кухня. Одна из комнат занята под столовую, другая – под библиотеку, читальню или комнату отдыха. В столовой стоят пять столиков из расчета 4 человек за каждым. На столах стоят цветы, на стенах развешаны картины, на окнах занавески и шторы. Выглядят столовые чисто. В комнате для отдыха находится шкаф с книгами, кресла, диван и столы, один из которых большой для общего чтения или занятий. В этой же комнате музыкальный инструмент – пианино или рояль. Здесь дети занимаются, читают, главным образом в зимнее время.
Второй этаж состоит из трех комнат. В двух из них помещаются спальни на 10 человек. Третья комната расположена между двумя спальнями детей. Ее занимает воспитательница, или так называемая мать коттеджа, или воспитатель.
Кроме домиков, отведенных для жилья детей, имеется домик, занятый под приемник. Отдельно – госпиталь и домик для сотрудников.
Из сотрудников на территории детского учреждения живут не все, большинство живет вне учреждения.
При воспитании детей в учреждении применяется индивидуальный подход.
Индивидуальный подход к ребенку является руководящим и у нас, но для проведения этого принципа в жизнь мы еще многого не имеем.
По мнению американцев, для того, чтобы иметь возможность вести наблюдение за каждым ребенком, надо, чтобы этих объектов наблюдения у воспитателя было меньше. Американцы стремятся довести в коттеджах число детей до 10 на воспитателя. Если детей в коттедже больше, то назначается второй воспитатель в качестве помощника, не считая третьего человека, который выполняет обязанности чисто технического характера.
Обращает внимание и порядок разделения детей по коттеджам. Ребенок, в первое время (до двух недель), обязательно должен пробыть в карантине. Под карантин обычно отводится отдельный коттедж. В каждом коттедже могут оказаться дети разных возрастов. Делается это для того, чтобы старшие мальчики или девочки заняли положение братьев или сестер по отношению к младшим.
Мальчики и девочки живут в отдельных домах.
Помещение ребенка в один коттедж не лишает его возможности перехода в другой коттедж, если последний для него более подходящ и полезен.
Если мы говорим, что наши детские дома болеют главным образом потому, что они бедны средствами, то опыт американских детских учреждений говорит за то, что дело не в одних средствах».
Детский остров. Путевые заметки о Швеции.
«Детский остров создан, главным образом, на средства, собранные от продажи цветов и значков в день ребенка.
На остров вывозятся из Стокгольма летом, причем преимущественно школьники, дети бедняков. В лето через остров проходит две партии детей, каждая численностью в 1800 детей, причем срок пребывания на острове каждой партии – два месяца.
Общее количество обслуживающего персонала – 200 человек (один работник на 9 детей). Кроме того, всю детскую колонию обслуживают еще 20 внештатных ремонтных рабочих.
В распоряжении колонии имеется до 300 строений занятых 54 детскими объединениями различного типа (дошкольного, школьного) с различным количеством детей.
Столовая, как площадка перед домом, поражает своей чистотой.
Бросается в глаза необычайная сдержанность, дисциплинированность и вежливость, сказывающаяся в общей подтянутости, чистоплотности и вдумчивости. Особенно поражает аккуратность детей в костюме. Эти причины коренятся в какой-то глубокой чистоплотности, ставшей прямо биологической потребностью каждого шведа.
Нам же приходится с большим терпением приучать детей, привыкших видеть вокруг себя грязь и распущенность, к чистоте.
Нас позвали посмотреть на завтрак ребят. Чинно и молча сидели ребята. Несимпатичная масса, готовившаяся на кухне, оказалась лепешками из бычьей крови и сухой муки, приготовленными на пару. К лепешкам каждому ребенку дали по 1 литру молока.
Мы заинтересовались меню. Оказалось, что ребята получают в день один раз свинину, один раз говядину, один раз рыбу, по одному разу бобы, картофель и кашу. Такое разнообразие должно быть поставлено в пример многим нашим детским учреждениям.
Отчетность поразила нас, привыкшим к учету каждой крупинки по целому ряду дневников, рапортичек, ведомостей. Никаких норм на питание нет. Каждый заведующий домом или хозяйственник закупает продукты и составляет меню по своему усмотрению, придерживаясь лишь ориентировочного бюджета на питание.
Питание детским пользуются бесплатно и все служащие колонии.
Контроль заключается в фактической проверке питания в каждом детском доме путем ревизий. Если оказывается, что качество питания не оправдывает затраченных на него сумм, то руководитель не приглашается на работу в следующий сезон.
Вся отчетность основана на принципе широкого доверия к руководителям. Случаи растрат неизвестны».
«Учреждение, рассчитанное на 120 детей, выросло из небольшого приюта для калек, заложенного благотворительными средствами в 1892 году. Переходя через различные ведомства, оно сливается в 1920 году с приютом при Максимильяновской лечебнице, основанным доктором Чарномским, и с приютом для детей-хроников в Новой Деревне. Весной прошлого года оно наименовывается в учреждение им. профессора Генриха Ивановича Турнера.
Профессор Турнер работает в нем с 1902 года не только в качестве консультанта, но и вникает во все нужды и запросы учреждения, являясь другом обездоленных природой детей.
Развернутые при учреждении 6 мастерских (столярная, слесарная и кузнечная, сапожная, бандажно-ортопедическая, швейная и класс ручного труда) в течение 4-5 лет готовят детей по программе мастерских школ подростков».
«За границей идея занятий детей на открытом воздухе уже давно получила свое признание. Первая школа на открытом воздухе было создана в Германии, близ Берлина.
В различных вариациях классы и школы на открытом воздухе возникали, чуть ли не во всех государствах Европы. Особенно же они распространены в Америке. Так в одном только Нью-Йорке их насчитывается около 80.
В 1922 году во Франции состоялся первый Интернациональный конгресс, где были представлены различные типы учреждений на открытом воздухе».
«На 83 детей в детском приемнике города Запорожье имеется только 9 целых кроватей, и нет даже соломенных матрасов.
В Майкопе, в детском доме в станице Лабинской, дети еще 8 декабря ходили в школу босиком.
На 120 воспитанников детской трудовой колонии в Брянске имеется только 50 обеденных мисок. Первое блюдо ребята пью прямо из мисок, а со вторым управляются (как японцы) палочками. А в Тульском детском доме ребята едят из 6 мисок.
Оконные стекла в детском доме города Вольска выбиты потому морозы в комнатах достигают -13 градусов Цельсия.
В Нижнее-Исетском детском городке дети питаются сухим хлебом, который заедают снегом (в городке нет водопровода).
В Каменском детском городке Ростова-на-Дону детей избивают беспощадно все, кому не лень (заведующий, вожатые, прачки, кухарки).
По сообщению ярославской газеты «Северный рабочий» дети сложили про детский дом песню:
«У Барбинского пруда
Стоит красная тюрьма.
Кому некуда деваться
Тот идет туда спасаться».
А вот еще одна детская песня:
«Я умру на приютской постели,
Похоронят меня кое-как,
Гроб сколотят из старого теса,
И наденут приютский халат».
«Несмотря на Постановления ВЦИК и СНК от 20 июля 1927 года о недопустимости в ближайшие три года сокращения штатного количества детей в детских домах и ассигнований местного бюджета, за 1927/1928 год число детей в детских домах по Вятской губернии сократилось на 1.510 человек (или 44,5%). Детских домов закрыто 18 (или 33%), соответствующая статья местного бюджета сокращена на 32%.
Беспризорные, не получая никакой помощи, кормятся «охотой на базаре».
Работа по определению воспитанников в патронат, кустарям и ремесленникам носила характер поспешной кампании «во что бы то ни стало».
Так, два дошкольника из детского дома были направлены к брату, ученику ФЗУ, живущему исключительно на стипендию.
Дочь была направлена к матери, находящейся на излечении в психиатрической лечебнице.
И эти случаи не единичны.
В доме для трудных детей младшего возраста в селе Макарье (4-5 км от города Вятки) мы встретили жуткую картину. Помещение непригодно для жилья. Оборудования, обмундирования и белья недостаточно. Учебных пособий нет (это при наличии в Вятке мастерской учебных пособий – А.Р.). Мастерских нет. Наличный состав – 26 воспитанников. Из них, нормальных детей - 4, активных педерастов – 5, умственно отсталых – 1, эпилептиков – 2».
«Из трудновоспитуемых подростков почти все жили половой жизнью.
Возраст первого полового сношения:
1. 7 лет – 3,1%.
2. 8 лет – 1,0%.
3. 12 лет – 4,1%.
4. 13 лет – 3,1%.
5. 14 лет – 23,8%.
6. 15 лет – 23,8%.
7. 16 лет – 5,2%.
Из причин, побуждающих на первое половое сношение, на первом месте стоит нужда.
Большинство имели первое половое сношение со случайным мужчиной, с преобладанием бандитов и воров.
Александр Рашковский, краевед, 13 февраля 2015 года.