
Практически у всех детей до пятилетнего возраста наблюдаются дефекты в речи, и это норма. Но к шести годам все дефекты звукоизвлечения должны быть устранены. Дефекты в речи нужно обязательно исправлять, так как в школе ребенок столкнется со сложностями: ему трудно будет пересказывать, запоминать тексты, писать, считать и т.д. Речевые дефекты у детей быстро исправит логопед. Однако, иногда случается так, что несмотря на то, что ребенок правильно научился произносить сложные звуки, его речь остается невнятной, смазанной; звук искажается.
Наиболее распространенные ошибки
Речь считается нарушенной, если один или более звуков, сложных по артикуляции, ребенок произносит не верно. К труднопроизносимым звукам относятся следующие: ш, щ, ж, з, с, р, л, ц, ч. Сложность в произношении этих звуков заключается в том, что при их звукоизвлечении принимает участие кончик языка и его передняя часть. Движения языка должны быть мелкими, но точными. Дети могут столкнуться со сложностью в произношении не одного, а нескольких звуков.
Ребенок может сложный звук заменять на более легкий: «рама» на слово «лама», либо произносить некоторые звуки горловым произношением. Дефект речи у ребенка необходимо исправлять, чтобы потом у малыша не было проблем в школе. Сложности могут возникнуть в том случае, если у ребенка наблюдаются нарушения в речевом аппарате, в его строении: заячья губа, укороченная подъязычная уздечка, высокое, либо слишком низкое небо, неправильный прикус, массивный язык. Если проблема произношения кроется именно в этом, то логопед, к сожалению, помочь малышу не сможет. Ребенка обязательно показывают специалистам и, если есть показания, проводят операцию.
Другой причиной неправильного произношения звуков может быть и нарушение нервной системы. Ребенок, испытав сильный испуг, может начать заикаться. При сильном стрессе, переживании, малыш начинает «проглатывать» слоги, целые слова, путаться в звуках. Даже если словарный запас ребенка 5 лет существенный, в результате переживаний, стрессовых ситуаций, он может забывать слова, переставлять слоги, буквы; его высказывания могут быть несвязными (нарушение причинно-следственных связей). Здесь поможет невропатолог и детский психолог.
Советы
Ели речевые нарушения у ребенка не связаны с нарушениями в речевом аппарате или с нарушениями в работе нервной системы, то кроху следует обязательно показать логопеду. Можно записаться на логопедические занятия, либо проконсультироваться со специалистом и заниматься с малышом дома.
Иногда тренировки могут занимать не месяц, не два, а гораздо больше времени. Поэтому родителям следует запастись терпением. Самое главное не торопить ребенка, не раздражаться по поводу того, что малыш не может быстро усвоить методику говорения. Важно, чтобы родители тщательно следили за своей речью. Чаще всего малыш копирует манеру говорить с родителей. Поэтому следует правильно разговаривать с ребенком, и следить за его артикуляционным аппаратом.