Во время беременности многие женщины стараются избежать стрессов и не зря. Материнский стресс связан с рядом негативных последствий для матери и ребенка. Исследователи Гарвардской школы общественного здравоохранения обнаружили, что стресс во время беременности также
связан с развитием астмы у детей.
Глюкокортикоиды (ГК) являются естественными гормонами стресса, которые помогают подавлять воспаление. Синтетические версии этих гормонов, такие как преднизон, дексаметазон и гидрокортизон, часто используются для лечения аллергических реакций. Как ни странно, те же самые ГК могут привести к воспалению и нарастить аллергические реакции на раздражители, такие как загрязненный воздух или пыльца, а не бороться с ними, когда организм подвергается хроническому стрессу. Поскольку ГК повышены во время беременности, появляется почва для аллергической реакции, если уровни гормона подскочили в результате стресса.
В своем исследовании Роберт Лим, Алексей Федулов и Лестер Кобцик изучили влияние всплеска ГК у матери на развитие астмы у потомства. Одна группа мышей подвергалась стрессу, вторая – получала дексаметазон, который имитировал стресс. Третья группа получала препарат метирапон — стероидный ингибитор, который блокировал гормон стресса. В четвертой контрольной группе не проводилось вмешательств.
Они обнаружили, что высокие концентрации гормонов стресса (кортикостерона или КОРТ) у матери могут проникать через плаценту и увеличивать у плода уровни Корт, что потенциально ведет к более высокой уязвимости, к астме и аллергии. Потомство всех мышей подвергалось воздействию аллергенов после рождения.
По словам исследователей, «только отпрыски напряженных матерей показали повышенную подверженность астме по сравнению с матерями не подвергавших стрессу». Ученые показали, что один эпизод материнского стресса значительно повысил уровни гормонов стресса. Эти результаты показывают, что материнское напряжение может играть роль в появлении астмы у потомства.