В таком деле как грузоперевозка нестандартных грузов присутствует большое число определений, многие из которых толкуются неоднозначно. Именно по причине этого и было разработано большое количество нормативных документов, которыми и регулируются перевозки негабаритных грузов.
Каждая отдельная перевозка негабарита сопровождается получением необходимых разрешений. В таких документов указываются параметры груза, а также транспортное средство, которое будет использоваться при перевозке. Также в нем обозначаются специфичные условия движения, а также согласованный маршрут перевозок.
Для каждого вида транспорта сегодня разработаны правила, регламентирующие, как именно должна осуществляться перевозка негабаритных грузов. В большинстве случаев транспортировка габаритных грузов является разовой услугой. Именно по этой причине о наличии какой-то определенной тарифной сетки на перевозку негабаритных грузов не может идти и речи.
Конечно, сегодня существуют специальные таблицы, а также программы, с помощью которых можно рассчитать, насколько груз негабаритен и на основании этого определить тариф на его перевозку ж/д транспортом. Однако даже имея на руках окончательные данные трудно говорить о том, что они окончательные, так как они не учитывают все условиями, которыми сопровождается перевозка крупногабаритных грузов. К примеру, если выполняется перевозка аналогичного груза, то в разных странах стоимость его перевозки будет различаться между собой.
В ходе перевозок одним из важных моментов является формирование маршрута. В ходе этого процесса в качестве главного принципа выступает обеспечение безопасности в процессе транспортировки груза. Так как в большинстве случаев процесс доставки грузов происходит по дорогам общего пользования, то составление маршрута во многом будет определяться плотностью движения, скоростного режима на транспортных магистралях, а также особых условий в процессе перевозки. Большое значение для построения рационального маршрута имеет правильный выбор подвижного состава.
При разработке маршрута в расчет принимается план движения, который оговаривается специальными документами, которыми регламентируются основные показатели транспортных средств, используемых при перевозках крупногабаритных грузов, особые условия, которые должны выполняться в процессе перевозки крупногабаритных грузов. Кроме того, регламентирующие документы определяют состав организаций, которые принимают участие в согласовании маршрута, осуществляющих обязанности по надзору по выполнению транспортных операций. Также данные документы определяют организационные обязанности сторон.
По отправке груза соответствующая информация поступает от клиента и перевозчика. Что касается данных о транспортной сети, то их предоставляет дорожная организация. Так как иногда транспортная сеть общего пользования не всегда пригодна для перевозки КТГ, то формирование маршрута происходит с учетом вероятности проезда по тем или иным дорогам. Именно по этой причине на отдельных этапах формирования маршрута должны быть предусмотрены альтернативные варианты перевозки груза. После того как расчет произведен полностью, выполняется согласование маршрута с различными организациями. Нередко эта процедура длится очень долго. Необходимо набраться терпения, чтобы получить в качестве вознаграждения за томительное ожидание разрешений и рекомендаций по особым условиям движения.
При транспортировке негабаритных грузов довольно часто возникают различные проблемы, некоторые из них требуют нетипичного решения. Одной из таких является малая высота линий высоковольтных передач, которая препятствует движению автопоезда. Решением проблемы в данном случае является проведение демонтажа сети в ночное время или проезд по полосе встречного движения под надзором ГИБДД.