Учеными Байкальского региона подготовлена научно-практическая разработку «Система экологического непрерывного просвещения, а также образования населения Байкальского региона для его устойчивого развития» и выдвинута на соискание премии правительства России в сфере образования в 2012 г.
Главные результаты этой разработки используются широко в преподавательской практике природоохранной дисциплины в вузах и школах Байкальского региона, а также за ее пределами, для экологического образования, просвещения, воспитания разных социальных групп населения.
Впервые для устойчивого развития Байкальского региона, а также для сохранения экосистемы озера Байкал как участка природного мирового наследия создана была система экологического образования и просвещения, которая адресована к разным социальным группам населения. В основе ее заложена интеграция, идеология эколого-патриотического воспитания, социальное партнерство академической и вузовской науки, общественных организаций на принципе профессиональности, доступности и наглядности практики и теории образовательного процесса.
К главным публикациям относится справочник энциклопедия «Байкал: люди и природа», который концентрирует в научно-популярной форме все современные знания о природе озера Байкал, быте, хозяйственной деятельности, культуре населения непосредственно на его берегах. Опыт разработки практики и теории системы экологического непрерывного образования в высшей и средней школе излагается в работах А.Б. Иметхенова и Н.Ж. Дагбаевой.
Авторы для экологического просвещения населения издают регулярно детские и научно-популярные образовательные журналы «Ушкан», «Мир Байкала», «Грани Байкала», эколого-географическую газету «Исток», широко информирующие общественность о новостях по вопросам борьбы с браконьерством, охраны окружающей среды, о природоохранных документах и мероприятиях.
Много лет в школьном образовании используется широко учебное пособие и программа Е.Н. Кузевановой «Байкаловедение», а кроме того настенные и цифровые эколого-географические карты непосредственно для средней школы, которые изданы под редакцией Л.А. Пластинина по заказу Министерства образования Бурятии.
Эколого-образовательная работа на практике реализуется в различных экспозициях Байкальского музея, который демонстрирует мир и геологическое строение живой природы Байкала, в деятельности образовательных проектов центра «Грань», специализированных летних школ на Байкале, в работах Малой академии науки, больше 30 лет прививающей всем школьникам навыки научных исследований.
Следовательно, в стране впервые создана непрерывная уникальная система организационных и образовательных мероприятий с применением научных передовых достижений в сфере байкаловедения, которая вовлекает в область формирования экологической культуры примерно 1 млн. человек. Помимо того, эта разработка обеспечивает обязательную информационную составляющую для развития туризма, а также для формирования требуемого инвестиционного климата в экономике данного региона. В итоге созданы нужные предпосылки для воспитания чувства уважения к своей родной земле, патриотизма, рационального использования природных ее богатств, как самых необходимых условий устойчивого четкого развития Байкальского региона.
Работа Байкальского музея, а также образовательного его центра, научное обеспечение на Байкале экспедиции разных подводных аппаратов «Мир» получили высокую оценку руководства России, жителей и гостей Байкальского региона.