Семья, школа, улица… Как часто в нашей жизни эти слова звучат в ответ на вопрос: «Кто виноват?» Поступок, поведение или просто манера самовыражения подростка зачастую могут вызвать эффект разорвавшейся бомбы. Примеров тому множество. И не менее часто в пылу ожесточенных споров между родителями, учителями и еще бог знает кем мы благополучно забываем, что процессу воспитания посвящены тысячи книг. А это значит, что гораздо раньше следовало бы задать другой вечный вопрос: «Что делать?»
Как утверждают психологи, вопреки расхожему мнению, социальная среда, общеобразовательные заведения и окружение имеют не столь значимое влияние на
формирования характера ребенка, как стиль воспитания, выбранный родителями. Проще говоря, родительский пример и отношения в семье — самая главная школа жизни для каждого из нас. Казалось бы, все просто: родитель, помни, что дурной пример заразителен, подавай только хорошие и дело в шляпе. Ан нет, не зря же писались вышеупомянутые тысячи книг!
Не давите авторитетом
По словам психолога Инны Бекшеневой, существует три основных стиля воспитания детей: авторитарный, или диктаторский, либеральный (он же свободный) и демократический (авторитетный).
Простой и, к сожалению, многим знакомый пример. Девочка осталась одна дома и, чтобы сделать маме приятное, убрала в квартире. Мама возвращается домой, совершенно не замечая чистоты. Ожидающий похвалы ребенок акцентирует внимание родителя на результате своих трудов. В ответ — абсолютно непредсказуемая для дочки реакция: мать упрекает ее в том, что девочка ждет одобрения (мол, такие действия вообще должны быть нормой). Представьте себе разочарование ребенка…
Это яркий пример авторитарного стиля воспитания. По мнению Инны, у авторитарных родителей за холодным отношением к ребенку скрывается банальное неумение любить и потребность постоянно повышать собственную самооценку за счет ребенка. На первый план в этом случае выходят контроль и жесткие ограничения в поведении. Желания и возможности детей при этом не учитываются, более значимым становится, чтобы ребенок держал заданную планку. От детей ожидают очень многого. Не удивительно, что дети в таких семьях часто болеют.
Самое печальное, что зачастую родители пытаются проецировать на ребенка свои нереализованные желания. К примеру, если отец хотел заниматься спортом, но у него не было такой возможности, он может упорно делать спортсмена из сына. И абсолютно не важно, что у мальчика, например, склонность к интеллектуальному труду.
Как замечает Инна: «Очень часто из таких детей вырастают неуверенные в себе люди. Они до такой степени зависимы от родителей, что подсознательно ищут в жизни партнера, от которого также попадут в зависимость. По сути, им постоянно нужно указывать, как жить и что делать. У таких детей потеряны ориентиры, они просто не осознают своих собственных желаний и потому не способны делать то, что приносит им радость. Навязываемые же занятия им попросту не интересны. Во взрослой жизни они обделены способностью спонтанного самовыражения, становятся закомплексованными и неинтересными для окружающих».
Помимо прочего, людьми, воспитанными таким образом, очень легко манипулировать, именно поэтому в подростковом возрасте они часто вступают в различные группировки и банды. По сути, у таких людей нет внутреннего стержня. Это результат все той же сломленной «воспитателями» воли. При этом над ними постоянно довлеет страх наказания, ведь за любую провинность родители готовы «спустить шкуру».
Как следствие, у ребенка формируется низкая самооценка, он плохо адаптирован к обществу, малоактивен. В результате подобного воспитания дети теряют способность формировать собственные цели, при этом легко выполняют чужую волю. Родительские установки типа: «без нас ты не проживешь» и «сам ты ничего не можешь» на всю жизнь становятся препятствиями к достижению успеха в любой сфере.
Гиперопека также является признаком авторитарного стиля. Зачастую вследствие большого возрастного разрыва ее проявляют бабушки и дедушки. Хороший пример подобного воспитания приведен в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», когда бабушка воспитывает внука сообразно своим представлениям. Для мальчика же такое детство превращается в пытку.
Свобода без правил
В воспитании есть и другая крайность. Ее воплощает в себе так называемый либеральный стиль. Заключается она в той свободе, которая дается ребенку родителями. Интересы ребенка в такой семье выведены на первый план, правил поведения практически нет (а если и есть, их нарушение не замечается), как нет и родительского авторитета. В воспитании царит дух вседозволенности.
«Дети, воспитанные в либеральном стиле, — говорит Инна, — по сути, самые несчастные. Во-первых, им не привита ответственность за свои действия, что очень серьезно может сказаться во взрослой жизни. Во-вторых, родители не научили их ни выстраивать собственные цели, ни достигать их. Такие дети безответственны, часто, даже вырастая, они остаются незрелыми. По сути, это представители группы риска. Отсутствие границ в поведении легко приводит к зависимостям, будь это наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность.
Примером такого воспитания может служить случай, когда отец обращается с сыном как с другом, позволяет ему многое из того, что делает сам, не задумываясь о последствиях. Например, употреблять спиртное, пропускать школьные занятия. Мать и дочь, являющиеся лучшими подружками, также могут быть яркой иллюстрацией либерального стиля, опасность состоит в том, что при этом зачастую наблюдается явная материнская незрелость. По словам Инны, нельзя забывать, что самые мощные психологические установки — именно родительские. От них сложно избавиться. Опыт, полученный в детстве, может сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка.
Золотая середина
Демократический стиль воспитания является золотой серединой между авторитарным и свободным стилями. Родитель в такой семье является безусловным авторитетом для ребенка, который всегда может получить поддержку отца или матери. В отношениях нет нажима и чрезмерной жесткости, однако при этом родители очень четко очерчивают свою роль и место в семье.
Сыну или дочери ставятся задачи, при достижении которых дети поощряются. Если этого не происходит, родители выясняют причину: возможно, была завышена планка, а может быть, для достижения цели необходимо было создать определенные условия. Кстати, и это очень важно: основным средством убеждения в таких «ячейках общества» является дискуссия, а не наказание.
Дети, воспитываемые в семьях с демократическим стилем, — одни из самых успешных в жизни. Они обладают уважением к себе и другим людям, ответственны, умеют формировать цели и понимают, как их достигать. В будущем они становятся заботливыми и рассудительными родителями. Конечно, чистых стилей воспитания не существует. Их элементы могут соединяться, переплетаться воедино, перетекать из одного в другой.
По словам Инны, родители, задающиеся вопросами: как сделать свою семью лучше, духовнее, интеллектуальнее, как правильно воспитать ребенка — часто приходят на тренинги и семинары. Многие из них в результате отдают предпочтение именно демократическому стилю воспитания. Но еще большее количество родителей, к сожалению, просто не задумывается над тем, что лучше для ребенка, воспитывая своих детей так, как их самих воспитывала, к примеру, бабушка. О том, к чему это приводит, вы уже знаете.