Дети и сойки проявляют в равной степени способности в обучении при решении несложных задач на сообразительность. Любопытные сведения недавнего исследования были опубликованы в PLoS ONE. Главной целью эксперимента было сравнение способностей в обучении птиц и детей разных возрастов. Для этого исследователи провели опыт, используя трубки с жидкостью и призовые предметы. Желаемый предмет достать из трубки невозможно при низком уровне жидкости. Однако птицы семейства вороновых, включая соек, способны решить такую задачу, поднимая уровень жидкости в трубке за счет наполнения ее камешками.
Три варианта задания подобного типа – извлечение плавающего шарика из сосуда – исследователи подготовили для детей и соек. Первый вариант задачи предусматривал наличие двух трубок (с водой – одну и другую с мелкими опилками), второй – одну трубку, обычные камешки и пробковые. В третьем варианте было уже три трубки, одна из которых была настолько узкой, что камешки не проникали туда. При этом, все трубки были соединены между собой незаметным образом под столом, и шарик можно было заставить подняться, бросая камешки в трубки с более широким диаметром.
С первыми двумя заданиями и птицы и дети в возрасте от 4 до 10 лет справлялись на одном уровне, то есть и тем, и другим путём проб и ошибок удавалось достать шарик (дети старшего возраста, безусловно, выполняли лучше всех задание). Однако третье задание с применением соединённых сосудов птицам оказалось не под силу – их постоянно тревожило странное поведение жидкости. А вот дети, не отвлекались на лишние вопросы и без труда извлекали шарик, видимо, потому, что не «ломали голову» над тем, как уровень жидкости в трубках несоединенных с виду между собой может быть взаимосвязан.
Новость подготовила: М. Гончар