Морская птица Шируотер преодолела 11-часовое путешествие на расстояние более 1000 километров во время тайфуна. Новое исследование из Японии, опубликованное в журнале «Экология», предполагает, что все более суровые погодные условия, вызванные изменением климата, могут довести морских птиц до предела их возможностей.
В августе 2019 года Кодзуэ Сиоми, биолог морских птиц из Университета Тохоку, прикрепил GPS-биологеры к 14 взрослым полосатым буревестникам (Calonectris leucomelas) из гнездовой колонии на Микурадзиме, небольшом острове недалеко от Токио, в рамках исследования по самонаселению этих видов. поведение.
В сентябре того же года исключительно мощный шторм «Тайфун Факсай» обрушился на юго-восток Японии, нанеся значительный физический ущерб материку. Но тайфун со скоростью ветра около 200 км/ч также предоставил ученым редкую возможность взглянуть на способность морских птиц противостоять экстремальным штормовым условиям — условиям, с которыми морские птицы могут все чаще сталкиваться в будущем климате.
Анализ данных слежения после прохождения тайфуна Факсай показал, что, хотя большинство меченых буревестников либо не пострадали от шторма, либо сумели его обойти, одному самцу так повезло меньше. За 11-часовой период, в течение которого эту буревестную птицу отслеживали, она совершила пять полных круговых петель диаметром 50–80 км каждая и была перенесена на общее расстояние 1146 км.
В нормальных условиях полосатые буревестники обычно летают со скоростью 10–60 км/ч и на высоте менее 100 м и остаются в море; Напротив, данные отслеживания показали, что птица, попавшая в шторм, достигла скорости 90–170 км/ч, взлетела на высоту 4700 м и была пронесена над материковой Японией до того, как тайфун вернулся в Тихий океан.
Хотя это не может быть известно наверняка, вполне возможно, что буревестник смог уйти от тайфуна, но вместо этого решил переждать его, пока шторм не вернулся над океаном. Как и большинство птиц, приспособленных к жизни в море, полосатые буревестники обычно летают на очень малых высотах, что является эффективной стратегией полета над открытым океаном, которая также подвергает их более высокому риску столкновения со зданиями, линиями электропередачи и транспортными средствами, когда они над сушей. Более того, они неуклюжи на твердой земле, и, если их заставить приземлиться, им трудно взлететь, что делает их очень уязвимыми для хищников.
Пелагические птицы прибегают к широкому спектру тактик, чтобы не попасть в суматоху сильных штормов. Например, красноногие олуши и большие фрегаты часто взлетают на крылья и поднимаются на большие высоты, позволяя штормам проходить внизу, тогда как восточные коричневые пеликаны просто пережидают их, оставаясь на земле до тех пор, пока условия не улучшатся. Третьи предпочитают оставаться в эпицентре бури, где ветер тише.
Но поскольку более теплые температуры воздуха и поверхностных вод усиливают штормы во всех океанских бассейнах мира, возникают вопросы о способности океанских птиц переносить мощные штормы, которые, по прогнозам, станут обычным явлением. Как отмечает Сиоми, улучшение понимания того, как океанские птицы справляются с экстремальными погодными условиями, даст важное понимание реакции – и устойчивости – морских птиц на все более неблагоприятные условия окружающей среды, ожидаемые в будущем климате.