В сельском хозяйстве всегда главенствовали традиционные методики выращивания овощей и салатов. Тем интереснее на этом фоне выглядит гидропонная технология, которую разработала компания Toshiba.
Сама по себе гидропоника – культивирование растений не в грунте, а в жидкой среде – известна уже давно, но специалистам Toshiba удалось вывести её на новый уровень. Главная особенность гидропонной фермы Toshibaв использовании так называемой «контролируемой среды».
Воздух в помещениях, где находятся растения, очищается специальными фильтрами и постоянно мониторится на предмет содержания бактерий, твёрдых частиц и химических веществ.
Выращенные в такой среде овощи и салаты не поражаются болезнями, характерными для грунтовых растений и, соответственно, не требуют химической обработки. Вкус у них более яркий, они дольше сохраняют свежесть при хранении и соответствуют всем нормативам содержания нитратов и пестицидов.
На ферме Toshiba контролируют не только состав воздуха, но и его влажность и температуру, а также состав воды для полива. Лампы, заменяющие растениям солнечный свет, имеют длину волны, оптимизированную для развития и роста.
Тщательный контроль позволяет сделать процесс культивации предсказуемым: в равных условиях ферма даёт одинаковый объем урожая, его себестоимость заранее известна, кроме того, исключаются традиционные для сельского хозяйства факторы риска. В контролируемых условиях можно культивировать салаты с заданным химическим составом, например, повышенным содержанием витаминов или с низкой концентрацией калия.
Для чего нужны хайтек-фермы? Во-первых, для выращивания овощей в тех регионах, где заниматься традиционным земледелием рискованно или просто невозможно в силу климата. В жаркой, засушливой, или, наоборот, экстремально холодной местности гидропонные огороды смогут снабжать население недорогой свежей зеленью. Во-вторых, технологии Toshibaпозволяют перенести фермы ближе к городам (или даже в города!), сократив тем самым затраты на доставку.
Первый пилотный проект такой фермы был запущен компанией Toshiba в Японии. Долгий период тестирования и обкатки технологий уже позади, и сегодня гидропонный огород работает на полную мощность. Объём производства – три миллиона салатных кочанов в год, в ассортименте – романо, мицуна, фриллис, мини-шпинат и мангольд, и этот список может быть в любой момент расширен.
Собранный урожай сразу же поступает на упаковочную линию: это гарантирует свежесть зелени на прилавках магазина. Себестоимость одной 70-граммовой порции салата – порядка 50 рублей.
На примере своего хайтек-огорода компания Toshiba наглядно продемонстрировала, как современные технологии могут применяться в реальной жизни. На сегодняшний день гидропонный метод идеально отработан, проверен в действии и готов к повсеместному внедрению. Для России, в которой большая часть территории считается зоной рискованного земледелия, такие новинки особенно актуальны.
К тому же государство активно субсидирует сельское хозяйство: например, в 2014 году на реализацию программы по развитию аграрного сектора было выделено 186,5 млрд рублей. Можно предположить, что при правительственной поддержке создание огородов по технологии Toshiba может оказаться очень эффективным.