Дети с синдромом «детский аутизм» замкнуты, стремятся уйти от общения с близкими людьми и сверстниками. Их поведение однообразно, лишено обычной детской эмоциональности. А со временем становится все более заметна и задержка интеллектуального и речевого развития. Неудивительно, что детям-аутистам трудно бывает обучиться многим необходимым для жизни навыкам, которые их здоровым сверстникам даются без особого труда.
Детский психологи отмечают, дети-аутисты нередко в раннем возрасте имеют довольно обширные познания, в два-три года они легко усваивают оттенки цветов, счет, буквы, пространственные представления и многое другое. Но эти сведения не способствуют лучшему приспособлению к жизни. Особенности восприятия аутичных детей таковы, что они «не чувствуют» конкретный предмет, ситуацию, другого человека.
Задача взрослых, в том числе и детских психологов, — помочь малышу по возможности преодолеть эту «бесчувственность». Как это сделать? Ребенок-аутист отрешен от реальности, поэтому самое главное — установить с ним контакт. Это можно сделать, заинтересовав малыша игрой.
Но необходима осторожность, деликатность и огромное терпение, чтобы не вызвать раздражения и протеста ребенка. Хорошие психологи знают, что излишняя активность и настойчивость тут совершенно неуместны. Лучше тихо играть с ребенком, привлекая его внимание яркой игрушкой или картинкой, стараясь ничем не усиливать его напряжения и тревоги. Много говорить при этом не нужно, достаточно просто показывать предметы, которые могут его заинтересовать. Лишь позже, по мере установления контакта, укрепления доверия имеет смысл добиваться, чтобы ребенок научился называть игрушки, предметы, картинки.
С аутичным ребенком полезно играть: прятаться от него, кружить, качать на руках. Словом, хороши любые элементарные приемы, которые помогают хоть как-то «расшевелить» ребенка, вызвать у него радость, стремление к открытости. После того, как удалось завоевать расположение ребенка, можно приступать к систематическим занятиям с ним.
Начинать нужно, конечно, с самых простых заданий. Но даже они для аутичного ребенка вначале могут показаться сложными — из-за его моторной неловкости, трудности понимания объяснений, из-за нарушения наглядного мышления и неспособности к подражанию взрослым. Первые попытки научить ребенка рисовать, делать аппликацию потребуют от взрослых огромного терпения. Многому из этого можно научится, обратившись за консультацией психолога.
Практически большую часть работы приходится выполнять маме или воспитателю, буквально водить руками ребенка, проговаривая вслух последовательность всех совершаемых действий. Это помогает сформировать необходимые навыки и придает детям уверенность.
Позже ребенок должен научиться все делать самостоятельно при постоянном руководстве взрослых. Его нужно чаще подбадривать, хвалить за каждое удачное действие.
Маленькие аутисты выполняют различные стереотипные действия — вращение кистей рук, гримасы, повторение определенных звуков, своеобразную походку. Существует мнение, что это — проявление аутостимуляций, то есть неосознанного «подстегивания» собственной активности. Бороться с этими явлениями трудно, да и не нужно.
Лучше попытаться включиться в эти занятия, стараясь превратить сугубо механические действия в эмоциональные и содержательные. Например, если ребенок стереотипно дует на пальцы рук, можно показать ему, как дует за окном ветер, как он раскачивает ветки деревьев. В то же время объяснить, что ветер время от времени стихает и добавить что-то вроде: «И тебе надо отдыхать, не делай так.» Ребенок начинает чувствовать внешний мир, свою связь с ним.
Детские психотерапевты советуют обсуждать с аутичными детьми все события дня — перемену погоды, гигиенические процедуры, совместные игры. Нужно сделать все, чтобы окружающий мир представлялся ему доброжелательным, уютным, радостным. Не надо только переутомлять ребенка избытком впечатлений и чрезмерными требованиями, которых он все равно не может выполнить.
Аутичные дети могут проявлять агрессивность. Например, малыш в гневе разбрасывает игрушки. Это тоже можно обыграть и сгладить. Например, мама может изобразить, что игрушки убегают или улетают. При таком комментарии напряжение ребенка уменьшается и ситуация благополучно разрешается.
В настоящее время очень популярен новый метод преодоления аутизма — «холдинг-терапия». Основа ее — давно уже известное психологам представление о важности (особенно в раннем возрасте) тесного контакта с близкими людьми.
Во время сеанса «холдинг-терапии» матери рекомендуют обнять ребенка и удерживать его рядом как можно дольше, даже если он сопротивляется. При этом мать должна говорить с ним, ласково объяснять, что он — самое близкое и дорогое существо для нее. Такую терапию рекомендуют продолжать около часа, до полного расслабления ребенка.
Для достижения заметного эффекта нужно шесть-десять сеансов «холдинг-терапии». Как правило, после такого воздействия ребенок становится раскованнее, общительнее, ласковее, эмоциональнее. Важно, что «холдинг-терапия» воздействует и на мать, которая, возможно, не проявляла должного тепла и участия к своему малышу.
Желательно, чтобы в такой терапии все члены семьи принимали участие — в их присутствии сопротивление ребенка преодолевается легче.
Самое трудное в воспитании аутичного ребенка — это привить интерес к общению с детьми, контактов с одними взрослыми никак не достаточно. Лучше вначале познакомить его с детьми старшего возраста, которые научат чему-то полезному. А младшие — простят или не заметят ошибок в игре. Очень важно научить маленького аутиста играть в прятки, жмурки, в мяч, пользоваться шайбой и клюшкой.
Ребенку надо помочь усвоить назначение бытовых приборов, вещей, механизмов — лифта, телефона, часов. Ему полезно принимать участие в хозяйственных хлопотах семьи — знать назначение прачечной, химчистки, магазинов, уметь радоваться удачным покупкам и огорчаться неприятностям.
Важно обращать внимание маленького аутиста на цвет неба и звезд над головой, листья, снег, траву, птиц и животных вокруг. Замечать различие рельефа, шероховатость коры деревьев, гладкость листьев, шум дождя. Словом, нужно стремиться, чтобы он ко всему мог прикоснуться, все прочувствовать. Разумеется, делать это надо ненавязчиво, исподволь.
Родителям здоровых детей может показаться странной такая «сложная» программа обучения. Неужели всему этому нужно специально учить? Увы, маленький аутист усваивает все с трудом, медленно и только при помощи взрослых.
У аутичных детей очень часто страдает развитие речи. Поэтому надо стараться разговорить их во время игры, демонстрируя свое удивление, восхищение, недоумение, задавать вопросы, подталкивая к ответу. Обычно вначале в речи ребенка появляются названия предметов, позже — слова, обозначающие действия («лошадь скачет», «машина едет»). Постепенно словарь обогащается предлогами, причастиями, прилагательными. Можно привлечь логопеда, если нарушение речевой функции носит достаточно сложный характер.
Это достаточно длительная и кропотливая работа, требующая огромного терпения, выдержки и такта. Наградой за титанические усилия родителей, педагогов, детских психологов послужит улыбка ребенка, обретшего жизненно необходимую способность к общению и познанию мира. Когда аутизм оказывается одним из признаков детской шизофрении, конечно, потребуется специализированная помощь психотерапевта и обучение в специальной школе. Но часть детей, хотя и останется немного диковатой, сможет учиться в обычной школе, приспособиться к жизни со всеми ее многообразными требованиями.