От чего повышается давление?
Помимо перечисленных основных механизмов регуляции АД, на этот показатель влияет множество факторов, важность которых становится особенно очевидной при сбое в их работе. Так, увеличение содержания вазопрессорных агентов приводит к повышению АД, в то время как их дефицит может сопровождаться артериальной гипотонией. Увеличение активности депрессорных факторов способствует снижению АД, а их недостаток – повышению.
Повышенное
артериальное давление вызвано изменением эндотелия.
Эндотелий (клетки интимы – однослойной внутренней оболочки сосудов) представляет собой самый большой «орган» в человеческом организме, по площади занимает порядка 5 тысяч квадратных метров при массе 2-3 кг. Клетки эндотелия осуществляют тонкую регуляцию тонуса и просвета сосудов. В ответ на изменения скорости кровотока и внутрисосудистого давления они секретируют целый ряд обладающих сосудорасширяющими и сосудосуживающими эффектами биологически-активных веществ, обеспечивая метаболические потребности участка ткани, снабжаемого данным сосудом. К сосудорасширяющим веществам относятся оксид азота (NO, эндотелиальный релаксирующий фактор), простациклин (ПГI2), эндотелий-зависимый фактор гиперполяризации. Сосудосуживающие вещества включают в себя эндотелин-1, супероксид-анион, вазоконстрикторные простаноиды (тромбоксан А2), АТ-II.
Наибольшее значение придаётся оксиду азота, который играет определяющую роль в поддержании необходимого сосудистого тонуса и должной величины локального кровотока через сосуд. С помощью эндотелий-зависимого фактора гиперполяризации он проникает к гладкомышечным клеткам сосудистой стенки (ГМКС), активирует гуанилатциклазу, способствует накоплению внутриклеточного циклического гуанозинмонофосфата, вследствие чего ГМКС расслабляются – вазодилатирующий эффект.
Кроме того, NO подавляет пролиферацию ГМКС в ответ на изменения скорости и давления кровотока внутри сосудов, блокирует адгезию и агрегацию тромбоцитов, окисление липидов низкой плотности, снижает экспрессию молекул адгезии на эндотелии, продукцию эндотелина и др. В патологии (гипоксия, ишемия, воспаление, гемодинамические перегрузки) эндотелиальные клетки, наоборот, становятся «источниками» стумулов для вазоконстрикции, как за сёт снижения NO, так и за счёт усиления выработки эндотелина-1 (мощного вазоконстриктора), АТ-II, супероксидных анионов, тромбоксана А2.
Влияние лекарств на артериальное давление
Глюкокортикоиды. Кортизол способствует повышению АД за счёт центрального действия (активация симпатической нервной системы), сенсибилизации адренорецепторов сосудов, торможения выработки эндотелиального фактора релаксации и прямого эффекта на сосудистую стенку. Кроме того, в высоких концентрациях кортизол может взаимодействовать с минералокортикоидными рецепторами – кортикостероидными рецепторами I типа, задерживая натрий и воду.
Катехоламины. Мозговое вещество надпочечников здорового человека секретирует в кровь адреналин и, в меньшей степени, норадреналин и дофамин. Адреналин, обладающий в основном β-адренергическим эффектом, неоднозначно влияет на гемодинамику. С одной стороны этот гормон увеличивает ЧСС и сердечный выброс (стимуляция сердечных β1-адренорецепторов). Вместе с тем, воздействуя на β2-адренорецепторы сосудов, он вызывает вазодилатацию. Поэтому при действии малых доз адреналина сначала увеличивается САД, а затем может наступить лёгкая гипотония. Большие концентрация адреналина повышают АД (за счёт увеличения МОК и ОПСС – преобладает стимуляция сосудистых α-адренорецепторов). Эффекты норадреналина описаны при рассмотрении СНС. Активность мозгового вещества надпочечников стимулируется симпатической нервной системой, что стало основанием рассматривать эти два звена регуляции как единую симпатико-адреналовую систему (САС) [10].
Дофамин является предшественником в синтезе норадреналина, но ему свойственна собственная функция нейромедиатора в ЦНС и на периферии. Свободный дофамин синтезируется в почках, концентрация его в различных тканях неодинакова. Существуют специфические дофаминовые рецепторы как в ткани мозга (D1и D2), так и на периферии (DA1 и DA2), в том числе и в почечных артериолах, клубочках и в проксимальных канальцах. DA1 – это постсинаптические рецепторы в гладкомышечных клетках сосудов, а DA2 – пресинаптические рецепторы в окончаниях симпатических нервов.
В физиологических условиях дофаминергическая система оказывает в основном депрессорное действие. Стимуляция DA2-рецепторов тормозит высвобождение норадреналина из депо симпатических терминалей, в результате чего урежается сердечный ритм и снижается АД. Стимуляция DA1-рецепторов почек увеличивает почечный кровоток и экскрецию натрия с мочой. Депрессорные эффекты оказывает также стимуляция дофаминовых нейронов в ЦНС.
Простагландины (ПГ) являются продуктами метаболизма арахидоновой кислоты и синтезируются практически во всех органах и особенно интенсивно в почках в ответ на различные эндо- и экзогенные стимулы. ПГ действуют как локальные биологически активные вещества, а, попадая в кровь, могут функционировать как гормоноподобные. ПГ обладают гипотензивным эффектом за счёт: воздействия на активность катехоламинов, ренина, ангиотензина; участия в передаче импульса с нервных окончаний на исполнительный орган; изменения степени связывания ионов кальция в ГМКС; участия в регуляции транспорта ионов натрия и воды. ПГА, ПГЕ2, ПГI2 обладают выраженным вазодилатирующим эффектом, в то время как ПГF2α – вазоконстрикторным.
Калликреин-кининовая система (ККС) – это депрессорная гуморальная система, её условно подразделяют на почечную и плазменную части. Почечный калликреин является ключевым ферментом ККС, он участвует в превращении кининогена в кинины, в частности в образовании в дистальных канальцах почек из кининогена каллидина или лизил-брадикинина, составляющего главную часть почечных кининов. Почечные кинины являются активными вазодилататорами, они усиливают почечный кровоток, диурез и натрийурез, тем самым снижая АД.
РААС, ПГ и ККС – три тесно взаимодействующие гормональные системы почек. АТ-II и ПГ усиливают синтез калликреина, а кинины стимулируют образование ПГ в почках и кровеносных сосудах и усиливают их эффекты. Кинины быстро разрушаются ферментами – кининазами I и II, идентичными АПФ, поэтому ингибирование АПФ одновременно уменьшает количество АТ-II и увеличивает количество брадикинина.
Почечные депрессорные липиды представлены 1-0-алкиловыми эфирами фосфатидилхолина и нейтральным липидом мозгового вещества почек. Они обладают весьма мощным физиологическим действием, поскольку способны предотвращать повышение АД, вызванное введением столь сильного вазопрессора, как норадреналин.
К депрессорным полипептидам относятся: пердсердный натрийуретический пептид, секретируемый миокардом предсердий в ответ на их дилатацию или повышение внутрипредсердного давления, стимулирует выделение воды и натрия, а также оказывает прямое гипотензивное действие на сосуды; вазоактивный кишечный полипептид образуется в желудочно-кишечном тракте, помимо влияния на пищеварительную систему вызывает расширение кишечных сосудов. Депрессорным действием обладает и другой гастроинтестинальный гормон – секретин. Паратгормон, основной механизм действия которого связан с регуляцией фосфорно-кальциевого обмена, является слабым вазодилататором.
Опиоидные пептиды. К этой группе соединений относятся β-эндорфин, метионин- и лейцин-энкефалин. Воздействуя на центральные и периферические опиатные рецепторы, опиоидные пептиды снижают АД и уменьшают ЧСС. Вместе с тем они активируют такие прессорные звенья, как РАС и мозговое вещество надпочечников.
Тиреоидные гормоны – тироксин и трийодтиронин – учащают сердечный ритм и увеличивают показатели сердечного выброса, одновременно снижая ОПСС.
Инсулин, как и тиреоидные гормоны, оказывает неоднозначное влияние на гемодинамику. Под действием инсулина на почки, в организме происходит задержка натрия и воды, кроме того, инсулин активирует СНС. В то же время он оказывает слабое депрессорное действие на сосуды и уменьшает вазоконстрикцию, вызванную норадреналином.
Причины артериального давления
Представленные выше сведения демонстрируют, насколько сложны и многообразны механизмы регуляции АД. Предпринималось немало попыток классифицировать эти механизмы. Наиболее распространённым является их деление на прессорные и депрессорные. Однако целый ряд вазоактивных веществ (адреналин, инсулин, тиреоидные гормоны) обладают противоположным действием на сердце и сосуды и не могут быть однозначно отнесены ни к той, ни к другой группе. Кроме того, ряд депрессорных субстанций (простациклин – ПГI2, брадикинин, опиоидные пептиды) активирует мощные прессорные звенья, влияние которых на системный кровоток нивелирует гипотензивный эффект первых.
Разная концентрация одного и того же вещества может оказывать противоположный эффект на АД. Так, дофамин в физиологических условиях относится к депрессорной системе. Однако в виде лекарственного препарата он используется при кардиогенном шоке (при резко сниженном АД), так как в больших концентрациях стимулирует β1-адренорецепторы сердца и α-адренорецепторы сосудов, что приводит к повышению УО, ОПСС, и, соответственно АД, но в то же время за счёт действия на свои специфические рецепторы расширяет сосуды почек, брыжейки и сердца, сохраняя почечный кровоток и диурез, а также улучшая кровоснабжение кишечника и сердца.
Разделение механизмов регуляции АД на системы короткого и длительного действия также в известной степени условно. Так, РАС сердца и сосудов реализует длительную регуляцию, а в отношении альдостерона твёрдо установлено, что он участвует и в быстрых реакциях эндокринной системы, в частности, при изменении положения тела