Новое исследование, проведенное учеными из Университета Ридинга, показало, что боль можно контролировать путем позитивного мышления.
В ходе исследования, которое возглавлял Тим Саломонс (Tim Salomons), здоровым испытуемым проводилась когнитивная поведенческая терапия, а затем с целью активации болевого ощущения на область предплечья выполнялось 8 сеансов одночасового теплового воздействия. Эти области вторичной гиперальгезии
использовались для оценки выраженности боли в области повреждения (например, ожога).
За счет устранения негативных мыслей у испытуемых удалось снизить выраженность физических симптомов вторичной гиперальгезии практически на 40%. Вторичная гиперальгезия – пример центральной сенсибилизации, при которой болевое ощущение усиливается центральной нервной системой
Хотя предложенный метод не способен заменить другие формы лечения, полученные результаты являются приятной новостью для пациентов с хроническими болевыми синдромами, такими как люмбаго и фибромиалгия, так как при них одним из звеньев патогенеза является центральная сенсибилизация.
Когнитивная поведенческая терапия направлена на оценку негативных представлений и изменение искаженного и отрицательного мышления. Она активно используется для лечения психических патологий и эмоциональных страданий, однако в представленном исследовании было доказано, что данный вид лечения может быть применен для изменения физических ответов организма на боль, возникающую после повреждения.
Саломонс с факультета психологии и клинической деятельности при Университете Ридинга занимался научной деятельностью в Западном исследовательском институте Торонто.
"Хроническая боль является распространенной в популяции патологией, приводящей к снижению работоспособности. В Великобритании хронический болевой синдром ежегодно возникает более чем у 5 миллионов человек. Временные потери для британских работодателей вследствие болей в спине у трудящихся составляют 4,9 миллиона дней", – отмечает Ридинг.
Из 34 пациентов со вторичной гиперальгезией половина обучалась контролю над негативными мыслями, ассоциированными с болью, а другая половина проходила курс психологического лечения, не связанного с болевым синдромом. После этого была проведена оценка выраженности вторичной гиперальгезии в обеих подгруппах. Результаты были ошеломляющими. В первой подгруппе было зафиксировано снижение выраженности вторичной гиперальгезии на 38%, а во второй контрольной подгруппе – увеличение болевого ощущения на 8%.
Известно, что болевое ощущение кажется более выраженным и характеризуется более значимыми физическими расстройствами, когда оно сигнализирует о каком-либо заболевании или повреждении, нежели чем в том случае, когда оно воспринимается как следствие полезной активности (выдерживается болевой барьер). Тем не менее, на данный момент неизвестно, что происходит под действием представлений человека: меняется ли только эмоциональный ответ на боль или также изменяется ощущение боли в зоне ее возникновения.
Исследование также показало, что мы можем снизить эмоциональный ответ на болевые стимулы, такие как страх, который мы ощущаем перед инъекцией.
"В подгруппе, где проводились поведенческие тренировки, также было отмечено снижение неприятных эмоций, возникающих во время восьми сеансов термических аппликаций, на 58%, – добавляет врач Саломонс. – Это указывает на то, что тренировки способствовали изменению не только эмоционального ответа на боль, но и чувствительности кожи в зоне ожога".
Саломонс полагает, что общедоступность представленного метода тренировок позволит пациентам, страдающим выраженной болевой чувствительностью, самостоятельно заниматься данными тренировками. Программа по когнитивной поведенческой терапии была разработана практически полностью на основе общедоступного руководства "Когнитивное лечение в домашних условиях". В сочетании с другими методами лечения она способна снизить экономические затраты национальной системы здравоохранения, время ожидания очереди на лечение и повысить качество жизни пациентов с хронической болью.
Исследование проводилось Саломонсом и Кареном Дэвисом (Karen Davis) в Западном исследовательском институте Торонто. Результаты были опубликованы в журнале Pain.