Птицы способны совершать перелёты на огромные расстояния, не сбиваясь при этом с намеченного пути. Что же помогает пернатым преодолеть все трудности перелёта и найти дорогу домой из неизвестных им ранее мест?
Как выяснилось, кроме магнитного чувства и особого строения органов зрения, птицы способны улавливать инфразвуковые сигналы, и при их помощи ориентироваться на местности.
Сотрудник Геологической службы США Джонатан Хагструм ещё в 1997 году заинтересовался загадочным исчезновением стаи голубей над проливом Ла-Манш, где в это же время пролетал авиалайнер «Конкорд».
Известно, что инфразвуковые волны большой длины расходятся при землетрясениях, столкновениях водяных масс океана с землёй или воздухом, их также могут издавать и сверхзвуковые самолёты.
Процесс распространения инфразвука ограничивается такими факторами как: температура воздуха, направление ветра, особенности природного ландшафта и пр. Исходя из этого, Хагструм высказал предположение, что птицы могут «строить» своеобразные карты, в которых учитываются инфразвуковые особенности той или иной местности.
Чтобы эти догадки не были голословными, специалист провёл анализ данных о полётах голубей, которые фиксировались сотрудниками из Корнеллского Университета, начиная с 60-х годов. Всё это время птиц выпускали в одних и тех же местах, а потом отмечали время их возвращения в голубятню.
Как оказалось, с одним из мест «запуска» возникали постоянные проблемы: выпущенные оттуда голуби не находили дорогу назад либо же сильно сбивались с пути. Смоделировав инфразвуковой отпечаток местности, Хагструм выяснил, что потерявшиеся голуби пересекали «зону молчания», в которой звуковые волны просто не способны распространятся. Остальные инфразвуковые карты «мест запуска» в точности соответствовали маршрутам голубей.
Таким образом, весьма велика вероятность того, что птицы при перелётах действительно пользуются своеобразными «картами» на основе инфразвуковых излучений.