Вызывать у новорожденных пневмоторакс, который представляет собой сжатие легких ребенка в результате давления окружающего воздуха, может сочетание разрывов альвеол, язвочек в легких и слишком интенсивной неонатальной искусственной вентиляции легких. Другие частые причины пневмоторакса у новорожденных включают синдромы, связанные с легкими, такие как синдром мекониевой аспирации или синдром острой дыхательной недостаточности. Риск пневмоторакса наиболее высок у младенцев, родившихся раньше срока или с заболеваниями легких. При отсутствии лечения легкие младенцев зачастую способны восстанавливаться самостоятельно, без какого-либо медицинского вмешательства; но если самостоятельного восстановления легких не происходит, может потребоваться хирургическая операция для удаления избыточного воздуха из легких и устранения риска смерти ребенка по причине удушья.
У детей, родившихся раньше срока, респираторная система зачастую очень слабая и все еще продолжает развиваться или же останавливается в развитии. В связи с этим, в больницах дыхание таких новорожденных часто поддерживается при помощи искусственной вентиляции легких, которая направляет воздух в легкие новорожденных, заставляя альвеолы раздуваться, наполняясь воздухом, и сдуваться, выпуская его, так как они ответственны за удаление газов, таких как углекислый газ.
Это форсированное дыхание, совмещенное со слабостью дыхательных органов новорожденного, может вызывать разрыв легких, альвеол, или же и тех и других.
Альвеолы особенно подвержены разрывам, так как эти крошечные воздушные мешочки легких сформированы из тонких, однослойных мембран. Хотя скользкое поверхностное покрытие позволяет альвеолам сохранять эластичность при растяжении, постоянная механическая вентиляция может приводить к перегруженности мешочков даже с хорошим покрытием, вызывая разрывы. Это наиболее частая причина пневмоторакса у новорожденных. Если при применении механической вентиляции альвеолы остаются целыми, может произойти разрыв и появление отверстий в самих легких.
Непосредственно после рождения может развиться синдром мекониевой аспирации, когда новорожденный случайно вдыхает жидкости из амниотического мешка, включая стул, желчь или другие амниотические жидкости.
В утробе легкие ребенка не используются для дыхания и не подвержены риску попадания в них смеси, известной как меконий, которую ребенок регулярно проглатывает, чтобы получать питание и отфильтровывать отходы. Однако, как только ребенок рождается, недавно проглоченный меконий может оказаться втянутым в легкие во время первых нескольких вдохов. Тогда как синдром мекониевой аспирации может вызывать пневмоторакс практически у всех новорожденных, поражая детей на различных стадиях развития и с разным состоянием здоровья, синдром острой дыхательной недостаточности поражает только недоношенных детей, родившихся на 10-12 недель раньше срока. У детей с этим синдромом отсутствует скользкое покрытие на альвеолах, которое делает возможным функционирование последних без разрывов мембраны.
Как правило, за младенцами в палате для новорожденных внимательно наблюдают хирурги, отслеживающие появление малейших признаков пневмоторакса. Такие признаки включают быстрое, затрудненное дыхание, а также изменение цвета лица, а именно – появление синеватого оттенка. Последующие симптомы – это гиперактивность и втяжение грудной клетки или мышц живота. Помимо видимых признаков, медицинский персонал учитывает показатели аппаратов, измеряющих количество кислорода в крови новорожденных.